Просмотр содержимого документа
«Адаптационные игры для детей с ОВЗ»
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.
Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь своеопределенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.
Зоопарк
Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.
Коррекция эмоциональной отгороженности; развитие воображения, раскованности в движениях
Количество: 4-10 человек
Дети садятся в круг. Один из учащихся показывает животное, остальные пытаются отгадать.
Где стереть?
На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Коррекция зрительного восприятия, мышления; развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости
(для слабовидящих и нормально видящих детей)
Количество:4-10 человек.
На листе бумаги А4 дети рисуют рожицы-смайлики. Закрывают глаза. По команде ведущего стирают,
те фрагменты рисунка, которые называет ведущий
Котёл
«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.
Развитие координации движений; способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние;
Количество: неограниченно.
Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие –
не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.
Найди и промолчи
Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.
Ведущий ставит какой-то новый предмет в комнате. Задача детей взглядом найти пред
Коробка переживаний(релаксационное упражнение)
Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
Коррекция речи, снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы
Количество: не ограничено
Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды ,огорчения.
Тень
Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д
развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов
Количество: не ограничено.
Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные учащиеся – его тень.
Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.
Властелины кольца
Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.
Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.
Коррекция координации совместных действий; развитие коллектива, обучение поиску способов коллективного решения проблемы
Колочество:3-5 человек.
Участники становятся по кругу, держа в руках один конец веревки. А другой конец привязан к концу одного кольца.
Задача игроков опустить кольцо на мишень(бутылка, игрушка, монетка и т.д)
Создание рисунка
Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.
коррекция мелкой моторики, развитие воображения; установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата
Количество: 4-8 человек.
Дети сидят в кругу .У каждого лист бумаги и карандаш. Каждый ребёнок рисует что-нибудь на своем листке в течении 1 минуты, затем по команде ведущего передает соседу по кругу.
Апплодисменты
(релаксационное упражнение)
Дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель
Коррекция эмоционально-волевой сферы; установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата
Количество: не ограничено.
Дети стоят в широком кругу. Начиная с ведущего ,выбирают по одному и ребёнку и хлопают ему и т.д по цепочке, пока на «соберут» всех учащихся.
Кто кого
Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.
Коррекция нетерпимости по отношению к другим людям; снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения
Количество: не ограничено.
Дети делятся на две команды.
По сигналу ведущего ученики начинают выполнять определенную команду(топать, хлопать)