Видео из папки (конар, нерон мандельштам, чин гиз хан, суворов, николай) 6 мин. |
Слайд | 1 | Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. С.Ч. должно опиратся на зону ближайшего развития ребенка. В зоне ближайшего развития задается вектор будущих достижений. |
Слайд | 2 | В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98]. Целью данной рекомендации является описание способов смыслового чтения, которые необходимы человеку при чтении любой литературы. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. |
Слайд | 3 | Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению. Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение. Предтекстовая стадия предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализацию предшествующих знаний; прогноз содержания текста. |
Слайд | 4 | Стратегией предтекстовой деятельности является «Мозговой штурм» Метод мозгового штурма заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь. Что дает техника мозгового штурма Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды. Применение метода дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используя метод мозгового штурма можно найти быстрый и эффективный способ усвоения знаний. После проведения этой занятной процедуры каждый ученик чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого дела. Более того, мозговой штурм дает «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности обучения. |
Слайд | 5 | Вспомним законы успешной памяти. Закон ярких впечатлений — подключайте эмоции. Чем ярче впечатление от какого-либо события, действия или текста, чем оно необычнее, чем больше каналов восприятия задействовано, то есть чем более значима информация, тем прочнее будет запоминание. Закон интереса — ищите пользу. То, что нам интересно, мы запоминаем намного быстрее и легче. Закон предшествующих знаний — используйте свой багаж. Чем больше предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Закон одновременных впечатлений — заходите с фланга. Информация запоминается не изолированно. Все происходящее в одно и то же время находится в одном и том же «шкафчике» в памяти. Закон незавершенности. Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с материалом |
Слайд | 6 | Основные правила проведения мозгового штурма. В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны». При проведение процедуры обязательно создать атмосферу принятия, положительной эмоциональной обстановки. Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом. В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух. |
Слайд | 7 | Требования к участникам мозгового штурма Рекомендуется формировать смешанные группы (мальчики и девочки). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы. При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну. Необходимо, чтобы разница в возрасте была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма. Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного учителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя. Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей(из параллельных классов или дугих образовательных учреждений), новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление. Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7. Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот. |
Слайд | 8 | Где лучше проводить мозговой штурм Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма. Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол. Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее. Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы. |
Слайд | 9 | Продолжительность и время Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 30 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени. При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут. Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч). |
Слайд | 10 | Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем. Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно. |
Слайд | 11 | Озвучивание проблемы Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма. Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме. |
Слайд | 12 | Модератор учитель в мозговом штурме Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции: Мотивация перед обсуждением. На данном этапе модератор должен показать цель. Зажечь огонь инициативы – главная задача. Регламентация процесса высказывания мнений. Для того чтобы не устраивать беспрерывный галдеж, модератор должен поочередно давать слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказаться. Кроме того, он подбадривает участников на то, чтобы те высказывали самые сумасшедшие идеи вслух. Жесткое, но тактичное, пресечение критики со стороны коллег. Делать это просто необходимо, поскольку невозможно избежать этой проблемы на ранних этапах мозгового штурма. Позитивное и равное отношение ко всем участникам Стимулирование потока креатива также является одной из важнейших функций модератора. Запас идей может иссякнуть, поэтому он должен подготовить заранее вопросы, которые будут питать мозговую активность участников. Это могут быть вопросы в духе «Как нам взглянуть на проблему с другой стороны?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и т.п. Ограничение времени на высказывание необходимая функция. |
Слайд | 13 | Этапы проведения Определение цели и ее четкое озвучивание всем участникам. Правильное формирование группы генераторов идей – основная роль руководителя в организации процесса. При этом нужно учитывать, чтобы количество участников не превышало 10 человек. Все креаторы чувствовали себя свободно и непринужденно. Нужно создать расслабленную обстановку. При этом необходимо поставить несколько досок для того чтобы была возможность записывать или иллюстрировать идеи. Сама процедура мозгового штурма является третьим этапом. Начинается она со вступления, которое должно занимать не более 5 минут. Рефлексирование |
Слайд | 14 | Мозговой штурм «способы повышающие эффективность» |
Слайд | 15 | Правила мозгового штурма (висят все время работы групп) затем чтение подготовленного текста. + видео лучшие рекламные ролики года. 5:44 |
Слайд | 16 | Рефлексия В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль! Заполнение листков обратной связи. |
Слайд | 17 | Спасибо за внимание! |