Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт воспитания.»
Семья как социальный институт воспитания
А.С.Макаренкописал: «Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это – наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители прежде всего должны помнить о великой важности этого дела, об их большой ответственности за него».
Общественное воспитание
Ребенок
Семейное воспитание
Общественное воспитание
(общественное воспитание осуществляется обществом, государством, образовательными учреждениями)
Для общественного воспитания характерна:
- большая научная обоснованность,
- целенаправленность,
- планомерность,
- контроль вышестоящих органов
Для общественного воспитания не хватает :
-любви,
- теплоты,
- естественности семьи.
СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Семейное воспитание– это индивидуальная, неосознанная воспитательная система.
В семейном воспитании в основном нет научного подхода, оно базируется на бытовых представлениях о ребенке. Воспитательная система формируется эмпирическим путем.
Естественность, непосредственность общения на основе различных чувств.
Органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка
Непрерывность и длительность воздействия
Естественность, непосредственность общения
Относительная замкнутость
Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью
Знание ребенка: никто кроме членов семьи лучше не знают ребенка
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую.
3.Воспитание самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, дисциплинированности
5.Воспитание умения общаться с другими людьми
Семья формирует личность
4. Формирование поликультурной личности:
Создание этнокультурной среды в доме : ребенок должен знать :
- родословную, свои корни, предков, знать традиции семьи, достижения, знать в какие игры играли бабушка и дедушка, какие пели песни, какие у них были игрушки, читали сказки, знать родственников со стороны отца и матери,
- хорошо знать свой язык, традиции и обычаи своего народа, национальные блюда, национальные костюмы, национальные музыкальные инструменты, национальные песни, искусство, культуру своего народа, национальные пословицы и поговорки,
- знать и ценить этнокультурные ценности других народов,
- знать несколько языков
5 . Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции
6.Привычки поведения: соблюдение чистоты и порядка, воспитание опрятности, культуры поведения
7.Эмоциональное развитие
8.Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств
9.Социализация
10.Интеллектуальное развитие: формирование потребности в знаниях, креативность мышления, творческий подход
11.Трудовое воспитание: формирование трудовых навыков, воспитание трудолюбия
12.Экономическое и экологическое воспитание
13.Эстетическое воспитание: воспитание эстетической культуры
14.Создание условий для развития и самореализации ребенка
15.Подготовка к жизни, к выбору профессии, к семейной жизни
ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА
нежность
ласка
гордость
любовь
доверие
волнение
тепло
сочувствие
сопричастность
восторг
общность
симпатия
надежда
радость
удовольствие
чувство безопасности
взаимная ответственность
ненависть
гнев
отвращение
презрение
возмущение
вражда
Негативные чувства
ожесточение
отчаяние
отвержение
ярость
боязнь
обида
испуг
одиночество
равнодушие
безразличие
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ:
- недостаточное представление родителями целей, задач, содержания, методов воспитания детей в семье,
- незнание законов и закономерностей развития личности, возрастных особенностей развития,
- перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка,
преобладание материальных ценностей,
- бесдуховность родителей,
- слепая, чрезмерная любовь родителей,
- неоправданная идеализация ребенка,
- попытка создать ребенку тепличные условия,
- чрезмерная строгость родителей,
- отсутствие контроля за ребенком (за его досугом, кругом знакомых, интересов),
-негативная оценка деятельности ребенка.
- нетребовательное отношение к детям,
- неумеренное удовлетворение материальных запросов детей,
- ссоры родителей при детях,
- непоследовательность и противоречивость воспитания детей,
- негибкость в отношении с детьми,
- безконтрольность,
- игнорируются интересы ребенка,
- насилие, жестокость по отношению к ребенку,
- отсутствие внимания знанию детьми этнокультурных ценностей, знанию родного языка, обычаев и традиций.
- отсутствие нормального психологического климата
ВРЕД СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ: НЕГАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
изнеженность
эгоизм
Чрезмерная любовь родителей
зазнайство
завышенная самооценка
превосходство
угодничество
страх
Жесткое воспитание
лицемерие
жестокость
невротические срывы
постоянная тревога
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
навязчивый страх
трудно складываются отношения с окружающими
Воспитание под бдительным и неустанным надзором
Воспитание по типу Золушки(безразличие к ребенку)
- нерешительность,
- неуверенность,
- неумение постоять за себя
-неврозы,
- озлобленность,
- чрезмерная чувствительность
УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
- семейный быт, уклад,
- семейные традиции,
- эмоциональный климат семьи, семейные отношения,
- понимание и принятие ребенка,
-чувство долга и ответственности за воспитание детей.
- общение и совместная деятельность,
- педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную работу, владение основами психолого-педагогической грамотности,