Презентация для родительского собрания для ознакомления с основными понятиями, последствиями проблем в формировании самооценки и способов работы с ней. В конце приводятся рекомендации по взаимодействию с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самооценка младших школьников»
TURAN LYCEUM
Самооценка младших школьников
Родительское собрание
Психолог Циерт Е.В.
Почему необходимо формировать умение оценивать себя?
Виды самооценки
Задачи родителей
Рекомендации
Самооценка – это ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах, возможностях, своем месте в мире и отношениях с другими людьми.
Почему надо формировать умение оценивать себя?
Если самооценка не сформирована, человек не может управлять собой и быть независимым.
Самооценка есть у каждого человека, но не у каждого она выполняет свои функции.
Функции самооценки
Самооценка
Обобщенное знание ребенка о себе, отношение к себе.
Оценка конкретных психических и физических качеств и свойств деятельности.
Общая самооценка
обобщенное знание ребенка о себе;
важнейшая часть душевной жизни, служащая для регуляции поведения и деятельности человека;
самоуважение, формирующееся в семье.
Самоуважение
Переживание собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или неудовлетворенности собой, ощущения собственной значимости или ничтожества.
Следствие этого – ожидание принятия или отвержения от других людей .
Последствия проблем в формировании самооценки
Если общая самооценка не сформирована благополучно, если ей что-то угрожает, то включаются защитные механизмы:
агрессия,
враждебность ко всем людям (человек похваливший становится кумиром),
безответственность и перекладывание ответственности,
хулиганство, неподчинение,
беспомощность.
Личностная самооценка
Отношение к себе.
Знания о себе, своих возможностях и ограничениях.
Личностная самооценка
Оценка конкретных физических и психических качеств.
Раскрывается:
в общении (доброта, честность, ответственность, смелость)
в деятельности (знания, умения, способности).
Формируется на основе общей самооценки.
Задача родителей:
Помогать ребенку выработать доверие к себе.
Что ответит ученик начальной школы, если ему предложат найти значение данного выражения:
По силам ли это задание ученикам начальной школы?
Возможные ответы:
Я могу это сделать.
Это трудно, но я попытаюсь решить.
Я не смогу решить.
Какой ответ свидетельствует о
доверии к себе?
От родителей зависит:
Отсутствие страха, чувство значимости своего участия в обсуждении проблемы, наличие права на ошибки.
В результате появляются положительные убеждения:
«Мама уверена, что я могу!»
«Папа интересуется моим мнением»
«Родители не накажут, если я ошибусь».
Рекомендации:
Не сравнивайте ребенка с другими детьми: научите сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего».
Определите круг ответственности ребенка: домашние обязанности и самообслуживание. Это поможет почувствовать свою значимость в семье.
Давайте возможность выполнять задания самостоятельно.
Если требуется помощь, не кричите, хвалите, поддерживайте.
Рекомендации:
Научите ребенка делиться своими проблемами: обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Помогайте найти правильный выход из них.
Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах, не путайте его поступок с личностью. Никогда не говорите ребенку, что он плохой (отрицательная оценка личности недопустима), скажите, что он совершил неверный поступок.
Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом: он должен обязательно знать, что делает его уникальным человеком.