kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может помочь в работе педагогам-психологам ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности


Слайд 1.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Важная роль игры в развитии познавательных процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.


Слайд 2.

Цель исследования, его объект, предмет и гипотезу вы можете видеть на слайде.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические и практические источники по теме исследования.

  2. Раскрыть значение игр в развитии психических процессов дошкольников.

  3. Провести диагностику уровня развития познавательных процессов старших дошкольников.

  4. Внедрить в работу ДОУ Программу, направленную на развитие познавательной сферы старших дошкольников.

  5. Исследовать эффективность использования игровой деятельности в процессе развития познавательной сферы старших дошкольников.


Слайд 3.

В первой главе нашего исследования были раскрыты ключевые понятия — это «Познавательная деятельность» (психологический энциклопедический словарь. Еникеев М.И.) и «игра» (Огороднийчук З.В. возрастная и педагогическая психология).

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную сферу ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.



Слайд 4.

В своей исследовательской работе мы рассматривали классификацию игр по С.Л. Новоселовой. Она представлена на слайде.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что особая роль отводится дидактическим играм. Применяя их, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом. Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.



Слайд 5.

Для осуществления исследовательской работы были поставлены задачи. Они перед Вами.

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе детского сада № 13 г. Усть-Катава, Челябинской области. В эксперименте приняло участие 40 человек.

Для диагностики были использованы материалы М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной. Тестирование детей проводилось индивидуально. Обобщение данных каждого компонента позволяло определить уровень развития познавательных процессов.


Слайд 6.

Количественные и качественные показатели результатов первичной диагностики отражены в таблицах.

В ходе первичной диагностики было установлено, что в экспериментальной группе 5% детей с высоким уровнем развития познавательных процессов, а в контрольной группе 10%, средним уровнем развития обладает больше детей в экспериментальной группе (60%), чем в контрольной (55%), а низкий уровень развития в обеих группах у 35% детей.





Слайд 7.

Данная диаграмма показывает, что очень мало детей и в контрольной группе, и в экспериментальной имеют высокий уровень развития познавательной активности. Их уровень принадлежит в основном ко второй и третьей группе. Это и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.



Слайд 8.

С целью повышения уровня развития познавательных процессов была разработана Программа практических занятий, развивающих познавательную сферу ребёнка (Приложение 2). Цели, принципы Программы отображены на слайде.

Озвучу основные задачи Программы, это:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие;

  • Формировать способность к творческому воображению; 

  • Способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;

  • Формировать способность к распределению и устойчивости внимания;

  • Развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.

Необходимым условием эффективности Программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность. 

В соответствии с этими требованиями были разработаны игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения. 



Слайд 9.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Часть 1. Вводная

Часть 2. Рабочая.

Часть 3. Завершающая. 



Слайд 10.

Чтобы убедиться в эффективности разработанной программы была проведена промежуточная диагностика. Материалы использованы те же что и при первичном обследовании (М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина).

Анализ результатов представлен в таблице.



Слайд 11.

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе исследований значительно повысился высокий уровень развития познавательных процессов – до 20% при том, что первичная диагностика показала 5%. Показатель среднего уровня остался прежним 60%. Показатель низкого уровня снизился с 35% до 20%. В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. Показатель высокого уровня остался прежним – 10%. Показатель среднего уровня повысился до 60%. Показатель низкого уровня незначительно снизился до 30%.



Слайд 12.

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения игр для развития познавательных процессов дошкольников.

В результате проведённого исследования выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.








Просмотр содержимого презентации
«Доклад»

    Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности       Подготовила: Брезгулевская Татьяна Николаевна, Педагог-психолог

 

 

Развитие познавательных процессов старших дошкольников

средствами игровой деятельности

 

 

 

Подготовила:

Брезгулевская Татьяна Николаевна,

Педагог-психолог

Объект исследования: познавательные процессы старших дошкольников. Предмет исследования:  игровая деятельность старших дошкольников как средство развития познавательных процессов. Цель исследования:  разработать программу развития познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности. Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности будет эффективным, если: – проанализировать теоретические и практические источники по теме исследования; – выявить уровень развития познавательных процессов старших дошкольников; – реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие познавательной сферы старших дошкольников посредством игротерапии.

Объект исследования: познавательные процессы старших дошкольников.

Предмет исследования: игровая деятельность старших дошкольников как средство развития познавательных процессов.

Цель исследования: разработать программу развития познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности будет эффективным, если:

– проанализировать теоретические и практические источники по теме исследования;

– выявить уровень развития познавательных процессов старших дошкольников;

– реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие познавательной сферы старших дошкольников посредством игротерапии.

Понятийный аппарат Познавательные процессы  - это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся:  восприятие, внимание, воображение, память,  мышление, речь. Игра  - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Понятийный аппарат

Познавательные процессы - это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся:  восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Игра  - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Классификация игр (по С.Л.Новоселовой)

Классификация игр

(по С.Л.Новоселовой)

  • сюжетно-ролевые:
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.
Задачи

Задачи

  • Изучить уровень развития познавательной сферы старших дошкольников (восприятие, внимание, память, воображение).
  • Разработать программу повышения уровня развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты первичной диагностики Сводная таблица по экспериментальной группе Уровни Высокий Количество детей 1 Показатели, % Средний Низкий 12 5% 7 60% 35% Сводная таблица по контрольной группе Уровни Высокий Количество детей Показатели, % Средний 2 Низкий 11 10% 7 55% 35%

Результаты первичной диагностики

Сводная таблица по экспериментальной группе

Уровни

Высокий

Количество детей

1

Показатели, %

Средний

Низкий

12

5%

7

60%

35%

Сводная таблица по контрольной группе

Уровни

Высокий

Количество детей

Показатели, %

Средний

2

Низкий

11

10%

7

55%

35%

Диаграмма результатов первичной диагностики - Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень

Диаграмма результатов первичной диагностики

- Высокий уровень

- Средний уровень

- Низкий уровень

Программа развития познавательных процессов старших дошкольников Цель программы:   Реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников старшего возраста. Принципы программы: 1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности). 2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения). 3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Программа развития познавательных процессов старших дошкольников

Цель программы:  

Реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников старшего возраста.

Принципы программы:

1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Структура занятия Часть 1.  Вводная Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз Часть 2.  Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка. Часть 3.  Завершающая. Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Структура занятия

Часть 1. Вводная

Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка.

Часть 3. Завершающая. Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Сравнительный анализ результатов Уровень Экспериментальная группа Высокий Первичная диагностика Контрольная группа 5% Средний Промежуточная диагностика 20% Первичная диагностика 60% Низкий 10% 35% Промежуточная диагностика 60% 55% 20% 10% 35% 60% 30%

Сравнительный анализ результатов

Уровень

Экспериментальная группа

Высокий

Первичная диагностика

Контрольная группа

5%

Средний

Промежуточная диагностика

20%

Первичная диагностика

60%

Низкий

10%

35%

Промежуточная диагностика

60%

55%

20%

10%

35%

60%

30%

Диаграмма результатов промежуточной диагностики - Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень

Диаграмма результатов промежуточной диагностики

- Высокий уровень

- Средний уровень

- Низкий уровень


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Брезгулевская Татьяна Николаевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_poznavatiel_noi_aktivnosti_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "351256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477133106"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства