Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности
Слайд 1.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Важная роль игры в развитии познавательных процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Слайд 2.
Цель исследования, его объект, предмет и гипотезу вы можете видеть на слайде.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические и практические источники по теме исследования.
Раскрыть значение игр в развитии психических процессов дошкольников.
Провести диагностику уровня развития познавательных процессов старших дошкольников.
Внедрить в работу ДОУ Программу, направленную на развитие познавательной сферы старших дошкольников.
Исследовать эффективность использования игровой деятельности в процессе развития познавательной сферы старших дошкольников.
Слайд 3.
В первой главе нашего исследования были раскрыты ключевые понятия — это «Познавательная деятельность» (психологический энциклопедический словарь. Еникеев М.И.) и «игра» (Огороднийчук З.В. возрастная и педагогическая психология).
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную сферу ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Слайд 4.
В своей исследовательской работе мы рассматривали классификацию игр по С.Л. Новоселовой. Она представлена на слайде.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что особая роль отводится дидактическим играм. Применяя их, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом. Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.
Слайд 5.
Для осуществления исследовательской работы были поставлены задачи. Они перед Вами.
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе детского сада № 13 г. Усть-Катава, Челябинской области. В эксперименте приняло участие 40 человек.
Для диагностики были использованы материалы М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной. Тестирование детей проводилось индивидуально. Обобщение данных каждого компонента позволяло определить уровень развития познавательных процессов.
Слайд 6.
Количественные и качественные показатели результатов первичной диагностики отражены в таблицах.
В ходе первичной диагностики было установлено, что в экспериментальной группе 5% детей с высоким уровнем развития познавательных процессов, а в контрольной группе 10%, средним уровнем развития обладает больше детей в экспериментальной группе (60%), чем в контрольной (55%), а низкий уровень развития в обеих группах у 35% детей.
Слайд 7.
Данная диаграмма показывает, что очень мало детей и в контрольной группе, и в экспериментальной имеют высокий уровень развития познавательной активности. Их уровень принадлежит в основном ко второй и третьей группе. Это и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
Слайд 8.
С целью повышения уровня развития познавательных процессов была разработана Программа практических занятий, развивающих познавательную сферу ребёнка (Приложение 2). Цели, принципы Программы отображены на слайде.
Озвучу основные задачи Программы, это:
Развивать зрительное и слуховое восприятие;
Формировать способность к творческому воображению;
Способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
Формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
Развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.
Необходимым условием эффективности Программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность.
В соответствии с этими требованиями были разработаны игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения.
Слайд 9.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Часть 1. Вводная
Часть 2. Рабочая.
Часть 3. Завершающая.
Слайд 10.
Чтобы убедиться в эффективности разработанной программы была проведена промежуточная диагностика. Материалы использованы те же что и при первичном обследовании (М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина).
Анализ результатов представлен в таблице.
Слайд 11.
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе исследований значительно повысился высокий уровень развития познавательных процессов – до 20% при том, что первичная диагностика показала 5%. Показатель среднего уровня остался прежним 60%. Показатель низкого уровня снизился с 35% до 20%. В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. Показатель высокого уровня остался прежним – 10%. Показатель среднего уровня повысился до 60%. Показатель низкого уровня незначительно снизился до 30%.
Слайд 12.
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения игр для развития познавательных процессов дошкольников.
В результате проведённого исследования выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.