kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов.                                                                                           Задержка психического развития чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной патогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.                                                                            Причины:                                                                                                                                               - неблагоприятное  течение беременности;                                                                                     - болезни матери: краснуха, грипп;                                                                                                     - соматические хронические заболевания;                                                                                              - токсикоз, особенно 2 половина беременности;                                                                             - травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;                                                                                                              - асфиксия;                                                                                                                                            - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.                                                                                                                                              

                                                       Виды:

1. ЗПР  конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста.                                                                                                          Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают. Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает.                                                                                                             Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества.                                                                                                       Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной  ребёнку в игровой форме.

2. ЗПР  соматогенного происхождения.                                                                                 Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

С взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие.                 Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности.                                                                                                               При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов.                                                 Часто возникает аффективное торможение.                                                                                    На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита.                                               Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.»





















ТЕМА: Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.

























Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. Задержка психического развития чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной патогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы. Причины: - неблагоприятное течение беременности; - болезни матери: краснуха, грипп; - соматические хронические заболевания; - токсикоз, особенно 2 половина беременности; - травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения; - асфиксия; - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.

Виды:

1. ЗПР конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста. Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают. Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает. Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества. Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной ребёнку в игровой форме.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

С взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие. Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности. При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов. Часто возникает аффективное торможение. На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита. Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа,в классе компенсирующего обучения.

3. ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабая интеллектуальная стимуляция. (дети приютов, неблагополучных семей). Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте. Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают. Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумении строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа: - заторможенный тип; - возбудимый тип. При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный. При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны. Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае, коррекционные классы.

Большое значение имеет именно работа психолога c детьми при задержке психического развития. Работу c такими детьми провожу, прежде всего, в условиях повседневной жизни в коррекционном кабинете на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику. Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР. В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c “высоты”, он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”. В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

В своей работе использую такие технологии: - арт - терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия как: “Мое настроение ”, “История в картинках”, “Я леплю из пластилина”. - сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: “Весенняя сказка”, дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; На занятии “Теремок сказок”, у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам. - песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Учебная деятельность детей.

Дети c ЗПР занимаются в коррекционном кабинете. В коррекционный кабинет попадают дети, которые либо намного отстают в учёбе от своих сверстников, либо они имеют особые образовательные потребности. Со школьным обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Дети находились в группе изгоев – получали “2”, их называли слабоумными, они сносили насмешки co стороны своих одноклассников. Мы сталкиваемся co школьными проблемами своих подопечных. Для детей и подростков, проживающих в школе особого типа, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией. Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу. Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным.


Дети с ЗПР отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Исеева Захидам Разамовна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Групповые индивидуально коррекционные занятия в системе коррекционно - развивающего обучения"
    ["seo_title"] => string(100) "gruppovyieindividualnokorriektsionnyiezaniatiiavsistiemiekorriektsionnorazvivaiushchieghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291125"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455078480"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства