kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов.                                                                                           Задержка психического развития чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной патогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.                                                                            Причины:                                                                                                                                               - неблагоприятное  течение беременности;                                                                                     - болезни матери: краснуха, грипп;                                                                                                     - соматические хронические заболевания;                                                                                              - токсикоз, особенно 2 половина беременности;                                                                             - травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;                                                                                                              - асфиксия;                                                                                                                                            - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.                                                                                                                                              

                                                       Виды:

1. ЗПР  конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста.                                                                                                          Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают. Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает.                                                                                                             Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества.                                                                                                       Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной  ребёнку в игровой форме.

2. ЗПР  соматогенного происхождения.                                                                                 Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

С взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие.                 Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности.                                                                                                               При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов.                                                 Часто возникает аффективное торможение.                                                                                    На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита.                                               Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.»





















ТЕМА: Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно – развивающего обучения.

























Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. Задержка психического развития чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной патогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы. Причины: - неблагоприятное течение беременности; - болезни матери: краснуха, грипп; - соматические хронические заболевания; - токсикоз, особенно 2 половина беременности; - травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения; - асфиксия; - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.

Виды:

1. ЗПР конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста. Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают. Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает. Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества. Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной ребёнку в игровой форме.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

С взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие. Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности. При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов. Часто возникает аффективное торможение. На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита. Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа,в классе компенсирующего обучения.

3. ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабая интеллектуальная стимуляция. (дети приютов, неблагополучных семей). Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте. Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают. Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумении строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа: - заторможенный тип; - возбудимый тип. При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный. При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны. Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае, коррекционные классы.

Большое значение имеет именно работа психолога c детьми при задержке психического развития. Работу c такими детьми провожу, прежде всего, в условиях повседневной жизни в коррекционном кабинете на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику. Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР. В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c “высоты”, он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”. В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

В своей работе использую такие технологии: - арт - терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия как: “Мое настроение ”, “История в картинках”, “Я леплю из пластилина”. - сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: “Весенняя сказка”, дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; На занятии “Теремок сказок”, у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам. - песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Учебная деятельность детей.

Дети c ЗПР занимаются в коррекционном кабинете. В коррекционный кабинет попадают дети, которые либо намного отстают в учёбе от своих сверстников, либо они имеют особые образовательные потребности. Со школьным обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Дети находились в группе изгоев – получали “2”, их называли слабоумными, они сносили насмешки co стороны своих одноклассников. Мы сталкиваемся co школьными проблемами своих подопечных. Для детей и подростков, проживающих в школе особого типа, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией. Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу. Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным.


Дети с ЗПР отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Исеева Захидам Разамовна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Групповые индивидуально коррекционные занятия в системе коррекционно - развивающего обучения"
    ["seo_title"] => string(100) "gruppovyieindividualnokorriektsionnyiezaniatiiavsistiemiekorriektsionnorazvivaiushchieghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291125"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455078480"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1620 руб.
2320 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства