Просмотр содержимого документа
«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Кутепова Н.В.
Немного истории
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил
Г. Фрейденбергер в 1974 г.
для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих
в системе профессий
«человек-человек».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание –
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины напряженности педагога
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
Загруженность рабочего дня
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
Чувствительность к имеющимся трудностям
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
Требование творческого отношения к профессиональной деятельности
Нестабильность заработной платы
Проявление СЭВ у педагогов(по стажу работы):
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!!
Деперсонализация
Сворачивание
личных достижений
Ослабление
защиты
организма
Потеря
трудоспособности!
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
1. Физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Способы физиологической саморегуляции:
РЕЛАКСАЦИЯ— это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с
природой и
животными,
движение,
танцы,
музыка.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
баня, сауна, массаж;
горячая ванна
с пеной;
SPA-процедуры.
3. Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
Способы эмоциональной саморегуляции:
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом - хобби .
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дняне менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
ВЫВОДЫ:
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!