kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема одаренности. Критерии видов одаренности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность имеет положительные и отрицательные стороны. Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Обо всем этом можно узнать посмотрев презентацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема одаренности. Критерии видов одаренности.»

Психология детской одаренности. Теоретический аспект

Психология детской одаренности. Теоретический аспект

Одаренность как божественный дар. Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой концепции — счастливый избранник богов.

Одаренность как божественный дар. Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой концепции — счастливый избранник богов.

Гений и гениальность —  это продукт правильного воспитания и условий влияний среды.

Гений и гениальность —

это продукт правильного воспитания и условий влияний среды.

Истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных особенностях — знаменуют начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности (середина — вторая половина XIX века).

Истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных особенностях — знаменуют начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности (середина — вторая половина XIX века).

«Интеллектуальная одаренность» - отдельная категория понятия (начало XX века). Связано с развитием всеобщего образования и необходимостью принятия решения о возможности обучения того или иного ребенка: выявить детей с умственными расстройствами и позволить детям с высокими показателями интеллекта получать адекватное образование.

«Интеллектуальная одаренность» - отдельная категория понятия

(начало XX века).

Связано с развитием всеобщего образования и необходимостью принятия решения о возможности обучения того или иного ребенка: выявить детей с умственными расстройствами и позволить детям с высокими показателями интеллекта получать адекватное образование.

Интегративный подход к изучению одаренности (вторая половина ХХ века), согласно которому одаренность предполагает, наличие комплекса качеств, а также ряда личностных свойств

Интегративный подход к изучению одаренности (вторая половина ХХ века), согласно которому одаренность предполагает, наличие комплекса качеств, а также ряда личностных свойств

Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям (А.Л. Сиротюк) Одаренность - это качественное понятие, характеризующее интенсивность и дифференцированность протекания всех психических процессов, а не только мыслительных (Князева Е. Н.). Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности (Ильин Е.П.). Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Богоявленская Д.Б.)

Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям (А.Л. Сиротюк)

Одаренность - это качественное понятие, характеризующее интенсивность и дифференцированность протекания всех психических процессов, а не только мыслительных (Князева Е. Н.).

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности (Ильин Е.П.).

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Богоявленская Д.Б.)

С. Л. Рубинштейн определяет терминами гениальность как способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути. Талант – сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Креативность – это способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных ситуаций (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, В. Келлер, К. Коффка). Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности (Б.М. Теплов).   

С. Л. Рубинштейн определяет терминами гениальность как способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути.

Талант – сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Креативность – это способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных ситуаций (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, В. Келлер, К. Коффка).

Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности (Б.М. Теплов).

 

Положительные качества Отрицательные качества - любопытство - неспособность стать на точку зрения другого - хорошо развитая речь - стремление всегда быть правым в споре -высокая концентрация внимания на интересующем деле -упорство в достижении результатов - стремление к совершенству - богатая фантазия - ощущение неуязвимости  - открытость - нереалистические цели - сверхчувствительность - принципиальность - потребность во внимании взрослых - живость и любознательность - нетерпимость - независимость в действиях - инициатива - стремление участвовать во всем новом - разнообразные интересы - сочинение историй - чувство юмора

Положительные качества

Отрицательные качества

- любопытство

- неспособность стать на точку зрения другого

- хорошо развитая речь

- стремление всегда быть правым в споре

-высокая концентрация внимания на интересующем деле

-упорство в достижении результатов

- стремление к совершенству

- богатая фантазия

- ощущение неуязвимости 

- открытость

- нереалистические цели

- сверхчувствительность

- принципиальность

- потребность во внимании взрослых

- живость и любознательность

- нетерпимость

- независимость в действиях

- инициатива

- стремление участвовать во всем новом

- разнообразные интересы

- сочинение историй

- чувство юмора

Критерии видов одаренности

Критерии видов одаренности

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  • Степень сформированности.
  • Форма проявлений.
  • Широта проявлений в различных видах деятельности.
  • Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»

  • В практической деятельности , в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности
  • В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию  «степень сформированности одаренности»

По критерию «степень сформированности одаренности»

  • Актуальная одаренность  - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
  • Потенциальная одаренност ь - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию  «форма проявления»

По критерию «форма проявления»

  • Явная одаренность   обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.
  • Скрытая одаренность   проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.
По критерию  «широта проявлений в различных видах деятельности»

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

  • Общая одаренность  проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
  • Специальная одаренность   обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)
По критерию   «особенности возрастного развития» 

По критерию  «особенности возрастного развития» 

  • раннюю одаренность
  • позднюю одаренность
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В.А. Сухомлинский.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В.А. Сухомлинский.

Список использованных источников       1. Одаренность: рабочая концепция / под ред. Д.Б. Богоявленской. М. 1996. 2. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 4. Сиротюк А.Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Учебное пособие.  М.: Директ -Медиа, 2014. 5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.  СПб.: Питер, 2011.  

Список использованных источников

 

 

1. Одаренность: рабочая концепция / под ред. Д.Б. Богоявленской. М. 1996.

2. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.

4. Сиротюк А.Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Учебное пособие.  М.: Директ -Медиа, 2014.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.  СПб.: Питер, 2011.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема одаренности. Критерии видов одаренности.

Автор: Третьякова Юлия Анатольевна

Дата: 21.04.2019

Номер свидетельства: 507922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мастер-класс "Одаренные дети" "
    ["seo_title"] => string(31) "mastier-klass-odariennyie-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "116652"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412570656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Проявление одаренности и методы диагностики школьников"
    ["seo_title"] => string(55) "proiavlieniieodariennostiimietodydiaghnostikishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "276990"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452827551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Менторство как форма работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(50) "mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "114465"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411500111"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "«Талант и одаренность. Выявление одаренности»."
    ["seo_title"] => string(46) "talant_i_odariennost_vyiavlieniie_odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "454568"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517726952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства