В презентации раскрываются основные особенности и проблемы подросткового возраста. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и« Я-концепция». Показано, как проявляется чувство взрослости и формируется я - концепция подростка.Родителям предлагаются некоторые рекомендации по оптимизации взаимоотношений со своими детьми - подростками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация: Возрастные особенности подростков.»
Возрастные особенности подростков.
Педагог –психолог МОУ «СОШ №13» г.Железногорск Курская обл.
Канищева Е. А.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Мамы и папы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Проблемы переходного возраста
Неуверенность в себе
Тревожность
Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей
Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие
Период полового созревания
Снижение
работоспособности
Снижение
интереса к учебе
Невнимательность,
рассеянность
Вспыльчивость
Повышенная
чувствительность
Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса .
Новыйобраз физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает всеизъяны внешности,действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всерасстраивает,а иногда приводитк чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются притеплых, доверительных отношенияхсблизкими взрослыми, которые должны проявитьи понимание, и тактичность
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формысамосознания:
чувство взрослости
и
« Я-концепция »
Чувство взрослости
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Внутренний мир
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают иисповедальностьв общении с ровесниками, идневники, которые начинают вести именно в этот период,стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказываетсянизкойпо своему общему уровню инеустойчивой
Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период –интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».
Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление кэмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах)от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Что нужно делать взрослым?
Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
Что нужно делать взрослым?
3. Идите на компромисс. Ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала.
4. Уступает тот, кто умнее. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.
Что нужно ребёнку?
Чтобы его любили
Понимали
Признавали
Уважали
Чтобы он был кому-то нужен и близок
Чтобы у него был успех в делах, учебе
Чтобы он мог реализовать себя
Развивать свои способности
Совершенствоваться
Уважать себя
Рекомендации:
Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
Помогайте, когда он просит вас об этом.
Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.
А это так важно…
«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».