В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного возрастного этапа к другому, и степень «кризисности» зависит от того, насколько человек подготовлен к следующему возрастному этапу, к тем требованиям которые предъявит ему жизнь в этот период. Более подготовленные люди (системой воспитания, состояния здоровья, развития способностей, в т.ч. коммуникативных и интеллектуальных, социальных и профессиональных навыков и др.) переживают возрастные кризисы (трёхлеток, подростковый, среднего возраста, пенсионный) мягче, спокойнее, жизнерадостнее. И напротив, чем более накоплено (не решено) проблем, тем критичнее произойдёт переход из одной возрастной группы в другую.
Это всецело относится и к периоду начала обучения ребёнка в школе, перехода из дошкольного в младший школьный возраст, когда в корне меняется жизнь ребёнка и в физиологической, и в психологической, и в социальной сфере. Подавляющее большинство детей оказывается готовым к новым требованиям жизни, изменению нагрузок (социальных, интеллектуальных, психологических и физических) к 7-ми годам. Некоторая часть детей, и сожалению, она увеличивается в силу ряда причин в последнее время, только к 8-ми годам. И никто (!) из детей, с учётом комплекса всех (!) их возможностей, а не только физических и интеллектуальных не оказывается способным безболезненно и успешно адаптироваться к школе (в её нынешнем варианте) в 6 лет. Речь идёт не о первых неделях или месяцах обучения в школе, а о том, насколько успешным учеником ребёнок будет на протяжении школьных лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Проявляет
мало инициативы
Психологически готовый к школе ребенок
Личностно – социальная готовность
Готов к общению
и взаимодействию –
как со взрослыми,
так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Имеет широкий кругозор,
запас конкретных знаний
Мотивационная готовность
Желание идти в школу,
вызванное
адекватными причинами
(учебными мотивами).
Эмоционально – волевая готовность
Умеет контролировать
эмоции и поведение
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать ?
Психологическая готовностьэто необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
в играх,
в труде,
в общении со взрослыми
и сверстниками,
в процессе формирования
традиционных
школьных навыков
(письма, счет, чтения)
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
.
Составляющие психологической готовности
Личностно-социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Личностно-социальная готовность
Умеет ли ребенок общаться сдетьми.
Проявляет ли инициативу вобщении или ждет, когда егопозовут другие ребята.
Чувствует ли принятые в общественормы общения,
Готов ли учитывать интересыдругих детей иликоллективные интересы,умеет ли отстаивать своемнение.
Чувствует ли разницу в общении сдетьми, учителями и другимивзрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Интеллектуальная готовность
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.
Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально-волевая готовностькшколе
* Способность управлять своими эмоциями и поведением;
*Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
*Стремление преодолевать трудности;-
*Стремление к достижению результата своей деятельности.
.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Готовы ли родители к школе?
* Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты
* Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
* Сдерживать свои эмоции.
* Не кричать, не унижать и не обижать.
* Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
* Не наказывать ребенка без причины.
* Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Школа– это естественный этап в жизни ребенка.
Апомощь родителейвыражается–в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
Литература для чтения родителям будущих первоклассников
1.«Психологическая готовность ребенка к школе» под ред. Маклакова П.А., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013 г.
2. «Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек»,Е.Корнеева, Мир и образование,2013 г.
3. «Не хочу идти в школу!Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников», Е.Н. Балышова, изд-во «Литера».
4. «Пора в школу!Подготовка будущего первоклассника», Н.Богачкина, «Феникс»,2013 г.
5. «Памятка первоклассника. Первый раз в первый класс!» ,С. Гордиенко, «Феникс-Премьер», 2013 г.
6. «Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников»,О.Бережнова, «Детство-Пресс», 2011 г.
7. «Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников», Монина Г., Панасюк Е., «Речь»,2008 г.
Книги можно приобрести в книжном интернет –магазине http://www.labirint.ru/