Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии на тему "Методики изучения памяти"»
Методики изучения памяти
Выполнили студентки
«Дзержинского педагогического колледжа»
группы ПНК-2
Медведева Е.В, Бегина Е.Ю, Абдуллина Г.И.
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный, памяти, по сути дела перестает быть человеком.
Память - это познавательный процесс в ходе которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение, удаление информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Методики изучения памяти
Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. (метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.)
В свое время Блюма Вульфовна Зейгарник, работая под руководством Курта Левина, придумала методику незавершенных заданий. Она заключалась в том, что испытуемый получал множество заданий, некоторые из которых прерывались и затем изучалась память на завершенные и прерванные задания.
Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.
1.Методика двойной стимуляции
2.Методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия);
3.Методика «Память на числа»
4.Методика «Воспроизведение текстов»
Методика двойной стимуляции — психологическая методика, разработанная на основе теории Льва Семеновича Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.
МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти
Оборудование : 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)
Возрастной диапазон : 15-17 лет
Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении. Предложена Лурия.
Методика «Пиктограмма»
Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти.
Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.
Возрастной диапазон: 14-16 лет
Методика "Память на числа" предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Методика «Память на числа»
Цель методики: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Возрастной диапазон: В зависимости от сложности текста, эту методику можно проводить и для детей и для взрослых
Методика «Воспроизведение текстов»
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.
Методики:
1.Куб Линка.
2.Изучение типа памяти.
3.Методика «Заучивания 10 слов».
4. «Узнавание фигур»
Цель методики: Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи.
Оборудование: 1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету
В проведенных этого эксперимента при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший — 18 мин 5 с. При втором — наилучший — 1 мин 51 с, наихудший — 11 мин 35с.
Куб Линка
Цель: Определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Возрастной диапазон: от 6-7 лет
Изучение типа памяти
Ряд методик для клинического изучения памяти придумал Лурия Александр Романович. В частности, методику заучивания 10 слов. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.
Оборудование: Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.
Возрастной диапазон: не ранее 7,5—8-летнего возраста
Методика заучивания 10слов
Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и способность к узнаванию
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур с разным расположением
Возрастной диапазон: 8-10 лет
Узнавание фигур
Вывод
В ходе проделанной работы можно сказать , что существует довольно много методик изучения памяти , но самая первая из них была придумана еще в 19в. Так же можно сказать , что среди методик памяти есть объединение специальных тестов , таких как : 1. Методика двойной стимуляции 2. Методика на память 3. Методика пиктограмма 4. Методика воспроизведения текстов . Исходя из этого , можно сказать , что методика " память на числа "- позволяет оценить объем непосредственной наглядно - образной памяти , Методика "пиктограмма"- это методика для изучения непосредственного запоминания , которое доминирует у взрослого человека , Методика " воспроизведение текстов " - помогает исследовать смысловую память . Для произведения всех представленных методик психолог в основном использует наглядный материал , для лучшего усвоения .