Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ"»
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВПСИХОЛОГИИ
План
1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,
СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К
Методам исследования.
Психологическое исследование:требования к организации и его этапы
Психологическое исследованиеэто способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.
Этапы психологического исследования
Подготовительный этап
Этап сбора фактических данных
Этап количественной и качественной обработки
Интерпретация результатов
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
1. Планированиеисследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
2. Место проведенияисследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
3.Техническое оснащениедолжно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4 .Подбор испытуемыхзависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.
5.Инструкциядля испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.
6.Протоколисследованиядолжен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
7. Обработка результатов исследованиявключает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Классификация методов исследования
Методами психологии
называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Классификация методов
психологического исследованияБ.Г. Ананьева
1. Организационные методы
Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный метод
Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Лонгитюдный метод
Предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод
Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
2. Эмпирические методы
методы, которые связаны с получением новых знаний, отделение истинных знаний от ложных.
эксперимент
анкетирование
наблюдение
беседа
биографический
тестирование
метод анализа процесса и продуктов деятельности
метод экспертных
оценок
Методы обработки данных
К ним относятся количественный (статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
Интерпретационные методы
В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Характеристика основных эмпирических методовпсихологии
Наблюдение
Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);
поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
поведение в основной деятельности (работе).
Мимика
Поведение по отношению к другим
Наличие противоречий в поведении
Поведенческие проявления отношения к самому себе
Поведение в психологических значимых ситуациях
Классификация видов наблюдения
В зависимости от позиции наблюдателя:
открытое–наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
скрытое– наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
2. В зависимости от активности наблюдателя:
пассивное–наблюдение без какой-либо направленности;
активное– наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
лабораторное (экспериментальное)–наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
естественное (полевое)– наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
3.В зависимости от регулярности:
случайное–не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
систематическое–преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри; невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
4. По упорядоченности:
случайное–не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
сплошное–постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;
выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.
5.С точки зрения хронологической организации наблюдения:
лонгитюдное–наблюдение в течение длительного времени;
периодическое– наблюдение в течение определенных промежутков времени;
одиночное–описание отдельного случая.
Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.
Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:
адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
точность и образность формулировок;
обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.
Особенности наблюдения
+ Богатство собирательных сведений
+ Сохранение естественности условий деятельности
+ Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых
- Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя
- Субъективность
- Невозможность контролировать ситуации
Самонаблюдение(интроспекция)– это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.
Эксперимент
метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния
Виды экспериментов
В зависимости от условий проведения эксперимента
В зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений
Лабораторный
Естественный
Формирующий
Констатирующий
Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Лабораторный эксперимент
+ Обеспечивается высокая точность результатов
+ Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
+ Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными
- Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
- Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования
Естественный эксперимент
- Относительная точность результатов
- Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях
- Отсутствие полного контроля за всеми переменными
+ Условия деятельности соответствуют реальности
+ Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований
Беседа
Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос
Свободный опрос –
по форме приближен к обычной беседе и носит естественный характер
Стандартизированный опрос –
характеризуется заранее определенным набором и порядком вопросов
Анкетирование
Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.
Анкетапредставляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования.
Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1.Определение содержания анкеты.
2.Выбор типа вопросов.
Вопросы подразделяются на открытые,
закрытые и полузакрытые.
Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме.
Закрытые вопросыпредусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете.
Полузакрытые вопросыпредполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Тестирование
Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.
Тест–метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.
Выделяют следующие виды тестов:
тест-опросник
тест-задание;
проективный тест
Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:
стандартизации,заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
надежности,означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;
валидности(адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
практичности,т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
Метод экспертных оценок
Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности
Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.
Биографический метод
Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.