kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по психологии "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку психология.Методы Исследования в психологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ"»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В  ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

План

План

  • 1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,
  • СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.
  • ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К
  • Методам исследования.
Психологическое исследование:  требования к организации и его этапы

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Этапы психологического исследования  Подготовительный этап  Этап сбора фактических данных  Этап количественной и качественной обработки  Интерпретация результатов

Этапы психологического исследования

Подготовительный этап

Этап сбора фактических данных

Этап количественной и качественной обработки

Интерпретация результатов

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:   1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.  2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.  3. Техническое оснащение  должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4 . Подбор испытуемых  зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция  для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

4 . Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Классификация методов исследования

Классификация методов исследования

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Методами психологии

называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Классификация методов психологического исследования  Б.Г. Ананьева

Классификация методов

психологического исследования Б.Г. Ананьева

1. Организационные методы  Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

1. Организационные методы

Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод  Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Сравнительный метод

Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод  Предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Лонгитюдный метод

Предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод  Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Комплексный метод

Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

2. Эмпирические методы методы, которые связаны с получением новых знаний, отделение истинных знаний от ложных.  эксперимент анкетирование наблюдение беседа биографический тестирование метод анализа процесса и продуктов деятельности метод экспертных оценок

2. Эмпирические методы

методы, которые связаны с получением новых знаний, отделение истинных знаний от ложных.

эксперимент

анкетирование

наблюдение

беседа

биографический

тестирование

метод анализа процесса и продуктов деятельности

метод экспертных

оценок

Методы обработки данных  К ним относятся количественный (статистический) и качественный  (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Методы обработки данных

К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Интерпретационные методы  В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Интерпретационные методы

В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Характеристика основных эмпирических методов  психологии

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Наблюдение  Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдение

Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

  • пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
  • мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
  • речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.); поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам); поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт); поведение в основной деятельности (работе).
  • поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);
  • поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
  • поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
  • поведение в основной деятельности (работе).

Мимика

Мимика

Поведение по отношению к другим

Поведение по отношению к другим

Наличие противоречий в поведении

Наличие противоречий в поведении

Поведенческие проявления отношения к самому себе

Поведенческие проявления отношения к самому себе

Поведение в психологических значимых ситуациях

Поведение в психологических значимых ситуациях

Классификация видов наблюдения   В зависимости от позиции наблюдателя: открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования; скрытое  – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

Классификация видов наблюдения

  • В зависимости от позиции наблюдателя:

открытое наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

2. В зависимости от активности наблюдателя:

2. В зависимости от активности наблюдателя:

  • пассивное наблюдение без какой-либо направленности;
  • активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
  • лабораторное (экспериментальное) наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
  • естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
3.  В зависимости от регулярности: случайное  –  не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
  • 3. В зависимости от регулярности:
  • случайное не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  • систематическое преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
включенное  – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;  невключенное –  наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри; невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

4. По упорядоченности:

4. По упорядоченности:

  • случайное не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  • сплошное постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;
выборочное  – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;  систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

5 .  С точки зрения хронологической организации наблюдения:

5 . С точки зрения хронологической организации наблюдения:

  • лонгитюдное наблюдение в течение длительного времени;
  • периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;
  • одиночное описание отдельного случая.
Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

  • адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
  • точность и образность формулировок;
  • обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.
Особенности наблюдения + Богатство собирательных сведений + Сохранение естественности условий деятельности + Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых - Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя - Субъективность - Невозможность контролировать ситуации

Особенности наблюдения

+ Богатство собирательных сведений

+ Сохранение естественности условий деятельности

+ Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых

- Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя

- Субъективность

- Невозможность контролировать ситуации

Самонаблюдение ( интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

Самонаблюдение ( интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

Эксперимент  метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Эксперимент

метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Виды экспериментов  В зависимости от условий проведения эксперимента   В зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений Лабораторный Естественный Формирующий Констатирующий

Виды экспериментов

В зависимости от условий проведения эксперимента

В зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

Лабораторный

Естественный

Формирующий

Констатирующий

Особенности применения лабораторного  и естественного эксперимента

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Лабораторный эксперимент  + Обеспечивается высокая точность результатов + Возможны повторные исследования в аналогичных условиях + Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными - Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности - Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Лабораторный эксперимент

+ Обеспечивается высокая точность результатов

+ Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

+ Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

- Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

- Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Естественный эксперимент  - Относительная точность результатов - Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях - Отсутствие полного контроля за всеми переменными + Условия деятельности соответствуют реальности + Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Естественный эксперимент

- Относительная точность результатов

- Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях

- Отсутствие полного контроля за всеми переменными

+ Условия деятельности соответствуют реальности

+ Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Беседа  Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации .

Беседа

Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации .

По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос   Свободный опрос – по форме приближен к обычной беседе и носит естественный характер

По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос

Свободный опрос –

по форме приближен к обычной беседе и носит естественный характер

  • Стандартизированный опрос –
  • характеризуется заранее определенным набором и порядком вопросов
Анкетирование  Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.  Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой  исследования.

Анкетирование

Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.

Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:  1 . Определение содержания анкеты. 2 . Выбор типа вопросов.  Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

  • 1 . Определение содержания анкеты.
  • 2 . Выбор типа вопросов.

Вопросы подразделяются на открытые,

закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы  позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме.  Закрытые вопросы  предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете.  Полузакрытые вопросы  предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
  • Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме.
  • Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете.
  • Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
  • 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Тестирование  Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тестирование

Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.

Тест метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.

Выделяют следующие виды тестов:   тест-опросник  тест-задание ;  проективный тест

Выделяют следующие виды тестов:

тест-опросник

тест-задание ;

проективный тест

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:

  • стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
надежности,  означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; валидности  (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен; практичности,  т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
  • надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;
  • валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
  • практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
Метод экспертных оценок  Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Метод экспертных оценок

Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности    Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности

Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.

Биографический метод  Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

Биографический метод

Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация по психологии "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ"

Автор: Полешко Татьяна Анатольевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Индивидуальный план самообразования педагога-психолога"
    ["seo_title"] => string(55) "individualnyiplansamoobrazovaniiapiedaghoghapsikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "262793"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449411422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация на тему "Военная психология" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-voiennaia-psikhologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208848"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430924445"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях"
    ["seo_title"] => string(96) "ispolzovaniiemietodovmatiematichieskoistatistikivpsikhologhopiedaghoghichieskikhissliedovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "297484"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456207481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Организация поведения исследовательской работы. Автор Попова Р.Т. "Заслуженный учитель РФ", психолог,филолог,юрист."
    ["seo_title"] => string(124) "orghanizatsiia-poviedieniia-issliedovatiel-skoi-raboty-avtor-popova-r-t-zasluzhiennyi-uchitiel-rf-psikhologh-filologh-iurist"
    ["file_id"] => string(6) "309428"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458805222"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РЕЗУЛЬТАТЫ? комплексного ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В МБОУ «Санномыская СОШ»"
    ["seo_title"] => string(91) "riezul-tatydwaeg-komplieksnogho-psikhologichieskogo-issliedovaniia-v-mbou-sannomyskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "281626"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453556232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства