Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
Переход от начального образования ко второй ступени считается менее болезненым, между тем проблемы адаптации актуальны и значимы в каждом возрастном периоде, а 5 класс своебразное испытание не только для школьников, но и для педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагоги, психологи, учёные довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешной адаптации учащихся при переходе от одной ступени образования к другой - действительно проблемный вопрос особой важности.
Переход от начального образования ко второй ступени считается менее болезненным, между тем проблемы адаптации актуальны и значимы в каждом возрастном периоде, а 5 класс - своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов.
Классный руководитель за короткое время должен узнать детей, семьи, найти эффективные способы управления деятельностью своих подопечных. Учителю начальных классов предстоит доказать, что хорошо подготовил детей, вооружил их всеми необходимыми знаниями.
Психологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, неорганизованности, забывчивости.
Чтобы процесс адаптации учащихся прошёл успешно, нужно определить, в чём конкретно заключаются проблемы преемственности:
• Увеличение объёма учебной нагрузки.
• Появились новые учебные дисциплины.
• Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения. Дети приспосабливаются, выбирают модель поведения на каждом конкретном уроке.
• Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет.
• Совпадает с переходным возрастом. Это уже младшие подростки, смещаются приоритеты от учителей и родителей – к сверстникам.
• Ослабление внешнего контроля. Классный руководитель не находится постоянно с учениками.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют дети на сегодня. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики
В начале адаптационного периода в нашей школе проводился мониторинг учебной мотивации и уровня тревожности школьников всех 5 классов.
Мониторинг будет включать два этапа диагностического обследования учащихся, контрольный мониторинг в начале и конце учебного года.
I этап – диагностика на начало адаптационного периода (сентябрь-октябрь)
II этап – итоговая диагностика в конце года (апрель-май)
Уровень учебной мотивации
Общая учебная мотивация по всем 5 классам
Уровень школьной тревожности
Общий уровень тревожности по всем 5 классам
Несправедливо было бы говорить только о трудностях, есть и положительные моменты :
Перемены в жизни для большинства детей этого возраста воспринимаются оптимистично.
У большинства детей подобные проблемы исчезают через 2--3 недели учебы
Для некоторых учащихся 5 класс становится «облегчением», способом избавиться от субъективной оценки, сложившейся о них в начальной школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(236) "Выступление по теме "Преемственность начального и основного общего образования при переходе из начальной школы в среднее звено""
["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_po_tiemie_prieiemstviennost_nachal_nogho_i_osnovnogho_obshchiegho_"
["file_id"] => string(6) "385259"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1485706303"
}
}