«Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»
«Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»
Многие учителя считают.что приемственность касается только содержания образования в 5 классе,но нельзя забывать.что в начальной школе был один учитель,похожие требования к предметам,а в среднем звене учителя - предметники и у каждого свои индивидуальные особенности даже в стиле проведения уроков и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»»
Выступление на МО учителей начальных классов Спиридоновой Ольги Владимировны по теме:
«Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Причины возникновения проблемы:
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
существенное изменение родительского отношения к школе:
откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
рост числа малообеспеченных семей;
увеличением количества социально-обездоленных детей.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;работа с учащимися;работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ!
Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ков.
Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Проведение родительского собрания.
Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием необходима следующая работа:
посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
регулярные анализ и самоанализ уроков, координация работы и решение возникающих проблем;
Родительское собрание- «Впереди у вас – 5-ый класс»
Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается в планомерной подготовке обучающихся к переходу в основную школу.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(236) "Выступление по теме "Преемственность начального и основного общего образования при переходе из начальной школы в среднее звено""
["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_po_tiemie_prieiemstviennost_nachal_nogho_i_osnovnogho_obshchiegho_"
["file_id"] => string(6) "385259"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1485706303"
}
}