kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательные процессы. Мышление и воображение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит ключевые понятия по одним из основных психических процессов. Данный материал позволит выстраивать профессиональную деятельность с учетом основных понятий и классификаций. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные процессы. Мышление и воображение»

Познавательные процессы  Тема: Мышление. Воображение

Познавательные процессы Тема: Мышление. Воображение

Что такое мышление? Мышление- это психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.  Мышление есть только тогда, когда выполняется что- то новое для человека, когда человек решает кукую- то задачу.

Что такое мышление?

Мышление- это психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление есть только тогда, когда выполняется что- то новое для человека, когда человек решает кукую- то задачу.

Особенности мышления Осознание условий задачи- это начало процесса мышления, далее идет поиск решения- проверка  Единство мышления с речью. Мышление не связано с языком, а выражено в нем  Источник мыслительной деятельности людей- реальная жизнь человека  Труд, учение, игра- виды деятельности, требующие решения мыслительных задач Практика- область применения результатов мышления

Особенности мышления

Осознание условий задачи- это начало процесса мышления, далее идет поиск решения- проверка

Единство мышления с речью. Мышление не связано с языком, а выражено в нем

Источник мыслительной деятельности людей- реальная жизнь человека

Труд, учение, игра- виды деятельности, требующие решения мыслительных задач

Практика- область применения результатов мышления

Операции мышления

Операции мышления

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстракция
  • Конкретизация
  • Систематизация
Операции мышления Анализ- это мысленное расчленение целого на части  Синтез- мысленное соединение частей в единое целое  Сравнение- мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями  Абстракция (отвлечение)- мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений

Операции мышления

Анализ- это мысленное расчленение целого на части

Синтез- мысленное соединение частей в единое целое

Сравнение- мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями

Абстракция (отвлечение)- мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений

Операции мышления Обобщение- мысленное объединение предметов или явлений, на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим  Конкретизация- мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака  Систематизация (классификация)- мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий

Операции мышления

Обобщение- мысленное объединение предметов или явлений, на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим

Конкретизация- мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака

Систематизация (классификация)- мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий

Виды мышления

Виды мышления

  • Наглядно- действенное
  • Наглядно- образное
  • Абстрактно- логическое
Виды мышления Наглядно- действенное

Виды мышления

Наглядно- действенное

  • Практическое мышление
  • Опирается на чувственные впечатления от предметов и явлений действительности т.е. их первичный образ (ощущение, восприятие)
  • У ребенка до 1 года преобладает этот тип мышления
  • У взрослых используется для решения задач
Виды мышления Наглядно- образное

Виды мышления

Наглядно- образное

  • Вид мышления, который характеризуется опорой на представление, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности
  • Оперирует наглядными изображениями объектов- рисунок, схема, план
Виды мышления Абстрактно- логическое Словесное или теоретическое мышление Опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними Неразделимая связь с речью Формами являются стр. 154: Понятие- стр.159 Суждение- Умозаключение-

Виды мышления

Абстрактно- логическое

  • Словесное или теоретическое мышление
  • Опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними
  • Неразделимая связь с речью
  • Формами являются стр. 154:

Понятие- стр.159

Суждение-

Умозаключение-

Индивидуальные особенности (качество мышления)

Индивидуальные особенности (качество мышления)

  • Самостоятельность мышления- это индивидуальная особенность мышления, проявляющаяся в способности определить наличие проблемы и найти пути её решения
  • Гибкость мышления- это способность овладевать новыми способами решения задач, умение изменять изначальный план действий в соответствии с изменившимися условиями
  • Быстрота мышления- это способность быстро и качественно оценивать ситуацию, подбирать оптимальные способы решения, переключаться с одной задачи на другую и эффективно их решать
  • Широта мышления- это способность к целостной оценке всех аспектов решаемой задачи
Индивидуальные особенности (качество мышления) 5. Глубина мышления- это способность проникать в суть проблемы, определять существенные признаки, абстрагироваться от несущественного и предвидеть последствия принятого решения 6. Последовательность мышления- это индивидуальная особенность, выражающаяся в способности выстраивать логически верную последовательность решения задачи

Индивидуальные особенности (качество мышления)

5. Глубина мышления- это способность проникать в суть проблемы, определять существенные признаки, абстрагироваться от несущественного и предвидеть последствия принятого решения

6. Последовательность мышления- это индивидуальная особенность, выражающаяся в способности выстраивать логически верную последовательность решения задачи

Классификация мышления

Классификация мышления

  • По характеру мышления- теоретическое и практическое
  • По степени развернутости- дискурсовное и интуитивное
  • По степени новизны- репродуктивное и продуктивное
Процесс формирования умственных действий по Гальперину 1. Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать 2. Второй этап формирования связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов 3. Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на рнальные предметы. Использование внешней речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами 4. На четвертом этапе происходит отказ от внешней речи. Конкретное действие выполняется “про себя” 5. На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответсвующими сокращениями и преобразованиями.

Процесс формирования умственных действий по Гальперину

1. Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать

2. Второй этап формирования связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов

3. Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на рнальные предметы. Использование внешней речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами

4. На четвертом этапе происходит отказ от внешней речи. Конкретное действие выполняется “про себя”

5. На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответсвующими сокращениями и преобразованиями.

Воображение это психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования), имеющихся у человека представлений. Воображение- это созидательный процесс, принимают участие многие психические процессы- память, мышление, восприятие

Воображение

это психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования), имеющихся у человека представлений.

Воображение- это созидательный процесс, принимают участие многие психические процессы- память, мышление, восприятие

Виды воображения  Пассивное  Активное  Пассивное

Виды воображения

  • Пассивное
  • Активное

Пассивное

  • Непроизвольность возникновения, проявляется в сновидениях, грезах
  • Полный или почти полный отрыв от практической деятельности человека
  • Продукты образов, сновидений и грез обычно неосуществимы и являются заменой реальности
Виды воображения Активное  Произвольность  С усилением воли вызывает у себя образы  Ориентированы на практическую деятельность  Виды активного воображения Репродуктивное- воссоздающее образ предмета или явления создается по словесному описанию Продуктивное (творческое)- самостоятельное создание совершенно нового образа без опоры на готовое описание

Виды воображения

Активное

  • Произвольность
  • С усилением воли вызывает у себя образы
  • Ориентированы на практическую деятельность

Виды активного воображения

Репродуктивное- воссоздающее образ предмета или явления создается по словесному описанию

Продуктивное (творческое)- самостоятельное создание совершенно нового образа без опоры на готовое описание

Свойства воображения

Свойства воображения

  • Сила- степень яркости возникающих образов
  • Широта- количество образов, которые способен создать человек
  • Критичность- степень сближения фантастических образов и реальной действительностью
Способы создания образов воображения Агглютинация- «склеивание», синтез различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств и частей предметов (русалка) Гиперболизация- увеличение или уменьшение величины предмета, а также изменение его отдельных частей (сказочные великаны, карлики) Акцентирование (заострение)- подчеркивание каких- либо отдельных признаков (карикатуры) Типизация- выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком- либо конкретном образе

Способы создания образов воображения

Агглютинация- «склеивание», синтез различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств и частей предметов (русалка)

Гиперболизация- увеличение или уменьшение величины предмета, а также изменение его отдельных частей (сказочные великаны, карлики)

Акцентирование (заострение)- подчеркивание каких- либо отдельных признаков (карикатуры)

Типизация- выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком- либо конкретном образе


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательные процессы. Мышление и воображение

Автор: Подобина Анна Игоревна

Дата: 05.10.2025

Номер свидетельства: 675053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Занятие с учащимися 2,3 классов по развитию познавательных процессов «Развитие памяти»."
    ["seo_title"] => string(98) "zaniatiie-s-uchashchimisia-2-3-klassov-po-razvitiiu-poznavatiel-nykh-protsiessov-razvitiie-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "315246"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459855541"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Занятие с учащимися 2,3 классов по развитию познавательных процессов «Развитие памяти»."
    ["seo_title"] => string(100) "zaniatiie-s-uchashchimisia-2-3-klassov-po-razvitiiu-poznavatiel-nykh-protsiessov-razvitiie-pamiati-1"
    ["file_id"] => string(6) "315247"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459855548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Развитие познавательных процессов учащихся младших классов   на занятиях курса   «Юные умники и умницы» в рамках работы с одаренными детьми. "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-zaniatiiakh-kursa-iunyie-umniki-i-umnitsy-v-ramkakh-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "179662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425048806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Программа внеурочной деятельности "«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(145) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-korriektsiia-i-razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-obuchaiushchikhsia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "108404"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403690858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства