Данная презентация содержит ключевые понятия по одним из основных психических процессов. Данный материал позволит выстраивать профессиональную деятельность с учетом основных понятий и классификаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мышление-это психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Мышление есть только тогда, когда выполняется что- то новое для человека, когда человек решает кукую- то задачу.
Особенности мышления
Осознание условий задачи- это начало процесса мышления, далее идет поиск решения- проверка
Единство мышления с речью. Мышление не связано с языком, а выражено в нем
Источник мыслительной деятельности людей- реальная жизнь человека
Труд, учение, игра- виды деятельности, требующие решения мыслительных задач
Практика- область применения результатов мышления
Операции мышления
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстракция
Конкретизация
Систематизация
Операции мышления
Анализ-это мысленное расчленение целого на части
Синтез-мысленное соединение частей в единое целое
Сравнение-мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями
Абстракция (отвлечение)-мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений
Операции мышления
Обобщение-мысленное объединение предметов или явлений, на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим
Конкретизация-мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака
Систематизация (классификация)-мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий
Виды мышления
Наглядно- действенное
Наглядно- образное
Абстрактно- логическое
Виды мышления
Наглядно- действенное
Практическое мышление
Опирается на чувственные впечатления от предметов и явлений действительности т.е. их первичный образ (ощущение, восприятие)
У ребенка до 1 года преобладает этот тип мышления
У взрослых используется для решения задач
Виды мышления
Наглядно- образное
Вид мышления, который характеризуется опорой на представление, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности
Оперирует наглядными изображениями объектов- рисунок, схема, план
Виды мышления
Абстрактно- логическое
Словесное или теоретическое мышление
Опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними
Неразделимая связь с речью
Формами являются стр. 154:
Понятие- стр.159
Суждение-
Умозаключение-
Индивидуальные особенности (качество мышления)
Самостоятельность мышления-это индивидуальная особенность мышления, проявляющаяся в способности определить наличие проблемы и найти пути её решения
Гибкость мышления-это способность овладевать новыми способами решения задач, умение изменять изначальный план действий в соответствии с изменившимися условиями
Быстрота мышления-это способность быстро и качественно оценивать ситуацию, подбирать оптимальные способы решения, переключаться с одной задачи на другую и эффективно их решать
Широта мышления-это способность к целостной оценке всех аспектов решаемой задачи
Индивидуальные особенности (качество мышления)
5. Глубина мышления-это способность проникать в суть проблемы, определять существенные признаки, абстрагироваться от несущественного и предвидеть последствия принятого решения
6. Последовательность мышления-это индивидуальная особенность, выражающаяся в способности выстраивать логически верную последовательность решения задачи
Классификация мышления
По характеру мышления- теоретическое и практическое
По степени развернутости- дискурсовное и интуитивное
По степени новизны- репродуктивное и продуктивное
Процесс формирования умственных действий по Гальперину
1. Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать
2. Второй этап формирования связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов
3. Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на рнальные предметы. Использование внешней речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами
4. На четвертом этапе происходит отказ от внешней речи. Конкретное действие выполняется “про себя”
5. На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответсвующими сокращениями и преобразованиями.
Воображение
это психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования), имеющихся у человека представлений.
Воображение-это созидательный процесс, принимают участие многие психические процессы- память, мышление, восприятие
Виды воображения
Пассивное
Активное
Пассивное
Непроизвольность возникновения, проявляется в сновидениях, грезах
Полный или почти полный отрыв от практической деятельности человека
Продукты образов, сновидений и грез обычно неосуществимы и являются заменой реальности
Виды воображения
Активное
Произвольность
С усилением воли вызывает у себя образы
Ориентированы на практическую деятельность
Виды активного воображения
Репродуктивное-воссоздающее образ предмета или явления создается по словесному описанию
Продуктивное (творческое)-самостоятельное создание совершенно нового образа без опоры на готовое описание
Свойства воображения
Сила- степень яркости возникающих образов
Широта- количество образов, которые способен создать человек
Критичность- степень сближения фантастических образов и реальной действительностью
Способы создания образов воображения
Агглютинация-«склеивание», синтез различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств и частей предметов (русалка)
Гиперболизация-увеличение или уменьшение величины предмета, а также изменение его отдельных частей (сказочные великаны, карлики)
Акцентирование (заострение)-подчеркивание каких- либо отдельных признаков (карикатуры)
Типизация-выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком- либо конкретном образе