развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией);
Оборудование: зеркала, компьютер, проектор, тетради, ручки и карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть сегодня у себя в классе. Надеюсь у всех сегодня хорошее настроение и вы желаете узнать чем же мы займемся сейчас.
Артикуляционная гимнастика. Для начала как всегда мы сделаем вами артикуляционную гимнастику, для того чтобы наши губки, щечки и язычки нас слушались. Берем зеркала и глядя в них начинаем выполнять уже знакомые нам упражнения. (на слайде 2 – 9 показываются упражнения и их описание)
Работа по теме. (Слайд 10)
Я не люблю стихи учить,
Ну, просто не люблю.
Над ними долго я корплю,
Чтоб что то не забыть.
Зато люблю играть в футбол,
Я там не заменим:
Забил такой недавно гол!
Доволен тренер им.
Однажды слышал, не соврать,
Дед про меня сказал,
Что надо, память чтоб была,
Её тренировать.
В мозгах у взрослых есть прокол,
Их в век мне не понять.
Ну как её тренировать?
Ведь память - не футбол.
(Рина Полякова)
Прослушав это стихотворение, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (ПАМЯТЬ, СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ)
Сегодня мы с вами будем выполнять упражнения для совершенствования нашей с вами памяти. Как вы думаете, для чего нам с вами нужна память? (ответы детей)
Игра найди 10 отличий. (слайд11-13) Перед тобой две на первый взгляд одинаковые картинки, но внимательно приглядевшись, можно найти, 10 отличий давайте их найдем.
Игра что пропало? (Слайд 14 – 16) Посмотрите внимательно на картинку и запомните детали на это я вам да. 30 секунд. Теперь скажите что пропало? Каких предметов не стало? Хорошо А теперь посмотрите на третью картику и скажите она такая же как первая или чем то отличается?
Игра « Вспомни». Я вам медленно зачитаю 10 пар слов
затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Вы должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА. (Развиваем смысловую память, если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита
удовлетворительно)
«Пальчиковая гимнастика»
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Игра цифра « Цифра» (слайд 17 – 18)
3 5 4 7 8
Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.
А теперь ответьте на вопросы:
Какое число находится справа от четверки?
Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?
Какие числа составят в сумме семь?
Какое число получится при сложении первых трех чисел?
«Кто больше запомнит»
Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова(цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
Упражнения для развития памяти - От слова к рассказу.
Я назову тебе несколько слов, а вы постарайтесь их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов:
- перечисли все слова, которые я просил запомнить.
- запиши рассказ в тетрадь.
Итог урока:
Многие хотели бы иметь хорошую память. Но думаю, что не все понимают – зачем. Поговорим о том, когда нам нужна память, когда мы ею пользуемся, что может стимулировать ее развитие.
Когда еще нам нужна память ? (Запоминать стихи. Помнить о своих планах. Запоминать содержание прочитанного.)
Человеку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память — верный помощник в жизни, а главное, в учебе. Жизнь постоянно заставляет нас что-то запоминать, будь то номера телефонов, даты, имена, дела, которые нужно выполнить... Кому-то это дается без труда, а кому-то нет, но все хотят, чтобы их память была как можно лучше. Детям память нужна не только для повседневной жизни: она влияет на их успехи в учебе. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Что вы вынесли для себя с этого занятия? Сейчас наше занятие подходит к концу, сдаем тетради и готовимся идти в класс.