Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетентности воспитателей старшей группы ДОУ»
Повышение профессиональной компетентности воспитателей старшей группы ДОУ
Работа с педагогамиОказание психологической помощи педагогам и воспитателям для снижениярисков их профессионального выгорания (консультации, тренинги)Информационно-методическая поддержкаПостоянное повышение профессиональной компетентности
Разработаны проекты
«Здоровый педагог – здоровый ребенок»,
«Воспитание семьянина»,
тренинг педагогической коммуникации «Как слово наше отзовется…»,
цикл занятий по профилактике личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста( по программе Н. Дятко и С.Кривцовой
Структура курсаПрофилактика личностных расстройств у детей
Лекция № 1. Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у детей дошкольников. Теоретические основы курса.
Лекция № 2. Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология.
Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий».
Лекция № 4. Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.
Лекция № 5. «Власть и месть» как мотивы: описание поведения, техники экстренного педагогического вмешательства и принципы профилактики.
Лекция № 6. «Избегание неудачи»: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики.
Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.
Лекция № 8. Как помочь детям и родителям вносить свой собственный вклад в общую деятельность
Программа «Профилактика личностных расстройств» представляет собой систему, состоящую из 5 шагов воспитательного плана действий:
1 шаг - наблюдение и описание поведения проблемных детей.
2 шаг - обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
3 шаг - выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
4 шаг - разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоценности
5 шаг - включение родителей и коллег педагогов в реализацию Воспитательного плана действий.
Сущность поведения
Привлечение внимания
Стратегия и техника воспитательного воздействия
Дети всё время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.
1.Больше внимания уделяйте хорошему поведению, минимизируйте внимание к плохому.
2.Строить с детьми диалог, в котором они будут поняты.
3.Учить детей просить внимания (формировать социальные умения).
Сущность поведения
Стратегия и техника воспитательного воздействия
Власть
Дети пытаются установить свою власть над воспитателем, группой.
Как правило, они не действуют без зрителей. Им нужны зрители и свидетели их власти.
Стадия «глухих раскатов» ( ребенок с помощью гримас, приставаний к другим ребятам упорно донимает воспитателя): Признайте силу (или правоту) ребенка.
Месть
Уберите зрителей.
Для некоторых детей целью (часто не осознанной) становиться месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так не справедлив к ним».
Перенесите обсуждение вопроса.
Временно согласитесь с ребенком.
Поменяйте тему разговора или спора.
Стадия «извержения» (ребенок кричит, доказывая своё поведение, присутствуют его агрессивные действия):
Основная стратегия-изоляция, её цель - убрать зрителей, на которых работает расшалившийся ребенок:
- c помощью блокирующего крепкого, но не удушающего объятия: он не может двигаться, ваше тело - живые рамки, граница;
-не покидая группы (в спальню);
Сущность поведения
Избегание неудачи
Стратегия и техника воспитательного воздействия
Некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. «Не буду и пробовать, все равно не получится».
1.Изменяйте методы объяснения (используйте осязаемый материал, рисунки-подсказки и т. д.).
2.Учите позитивно рассказывать о себе и о том, что делаешь («Я могу это сделать!», «У меня каждый раз получается всё лучше»).
3.Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Сколько же поддержки нужно ребенку,
который «плохо» себя ведет?
Мотив «плохого» поведения
Сколько поддержки нужно ?
Привлечение внимания
1
Власть
10
Месть
100
Избегание неудачи
1000
Рекомендации педагогам-психологам
Работая по программе «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста»(авторы С.Кривцова, Н.Дятко) с воспитателями следует использовать интерактивные формы работы.
Выделить с помощью анкетирования воспитателей детей «группы риска»
Разработать карты наблюдения за проблемными детьми
Разработать план психолого-педагогического сопровождения
Включение родителей в реализацию плана психолого-педагогического сопровождения только после получения первых положительных результатов.
Рекомендации воспитателям
1.Поработайте над изменением своего восприятия ребенка. Нужно найти положительные черты в мстительном или властолюбивом ребенке.
2.Меняйте ваши реакции, прореагируйте на его поведение иначе, чем вчера.
3.Показывайте,что вы заботитесь обо всех детях
4.Учите детей управлять эмоциями: говорите вслух о своих чувствах и о чувствах детей в конкретной ситуации; способствовать физическому проявлению эмоций, выходу их в приемлемой форме.