Конфликты в детской среде. Причины и профилактика.
Конфликты в детской среде. Причины и профилактика.
Рассматриваются социальные и личностные причины конфликтного поведения школьников, профилактика конфликтов, алгоритм решения. Причины буллинга, его отличие от конфликта, профилактика буллинга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конфликты в детской среде. Причины и профилактика.»
Конфликты в детской среде. Причины и профилактика.
I. КонфликтыII. БуллингШ. Отличия
Почему ребенок конфликтует?
Недостаток социальных навыков.
Неумение управлять эмоциями .
Выраженный стресс.
Влияние окружающей среды.
Неумение сглаживать конфликты.
Цель учителя и воспитателя в профилактике конфликтов
Установить в группе правила поведения .
Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях .
Устраивать сюжетно-ролевые игры .
Поощрять детей, которые стараются или умеют корректно себя вести.
Алгоритм решения конфликта
Обучайте навыкам общения.
Покажите пример решения конфликтов.
Учите искать альтернативные решения.
Поощряйте дружелюбное поведение.
Не стесняйтесь
обсуждать эмоции.
Помогите найти
компромиссы.
Буллинг
это повторяющееся агрессивное поведение, направленное на причинение вреда другому человеку физически, умственно или эмоционально.
Буллинг — это подкатегория агрессивного поведения, характеризуемая следующими тремя критериями:
✔ враждебное намерение;
✔ дисбаланс сил
✔ повторение в течение определенного периода времени.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём: ✔ унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях. ✔ негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика. ✔ устрашающих и угрожающих жестов или выражений, привилегированного отношения к заискивающим учащимся. ✔ оскорбления учеников унизительными словами.
Ошибочные рекомендации в ситуации буллинга.
1 . «Ты сам виноват», «Ищи причину в себе», «С тобой что-то не так»,
«Тебе надо измениться».
2. «Не обращай внимание», «Игнорируй обидчика, и он отстанет».
3. «Научись давать отпор», «Будь сильнее и дай сдачи».
4. «Не ябедничай», «Ты должен справиться сам».
5. «Попробуй договориться с обидчиком», «Заслужи его симпатию, сделайчто-нибудь, чтобы ему понравиться», «Подружись с обидчиком».
6. «Лучше не лезь, а то и тебе достанется».
7. «Дети всегда обзывались», «Опять подрались – подумаешь, это же
дети». «Сами разберутся».
8. «Не буду вмешиваться, а то только хуже сделаю».
Последствия буллинга:
1. Нарушение социальной адаптации;
2. Высокий уровень тревоги;
3. Депрессия;
4. Суицидальное мышление жертвы. Суицид;
5. Низкая самооценка;
6. Трудности концентрации внимания;
7. Отказ посещать школу;
8. Снижение академической успеваемости;
9. Психосоматические проблемы (боли в животе и головные боли…)
Действия при обнаружении фактов буллинга:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение;
2. Осудить травлю и поддержать жертву;
3. Разговор с классом;
4. Информировать педагогический коллектив (за помощью можно обратиться в полицию, в комиссию по делам несовершеннолетних, к психологу);
5. Пригласить родителей для беседы .
Возможные юридические последствия буллинга
В случае, если участники буллинга стали ученики, достигшие возраста 14 лет , они могут быть привлечены к уголовной ответственности по следующим статьям Уголовного Кодекса РФ:
1. Ст. 111УК РФ Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
2. Ст. 112 УК РФ Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью средней тяжести
3. Ст. 158 УК РФ Кража
4. Ст. 161 УК РФ Грабёж
5. Ст. 162. УК РФ Разбой
6. Ст. 163 УК РФ Вымогательство
7. Ст. 167 УК РФ Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах
8. Ст. 213 УК РФ Хулиганство при отягчающих обстоятельствах
9. Ст. 214 УК РФ Вандализм
А с 16 лет ответственность наступает в полной мере. И к перечисленным статьям добавляются еще статьи:
1. Ст. 110 УК РФ Доведение до самоубийства
2. Ст.110.1 УК РФ Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства
3. Ст.116 УК РФ Побои
4. Ст. 117 УК РФ Истязание. Причинение физических или психических страданий
5. Ст. 128.1 УК РФ Клевета
6. Ст. 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Алгоритм действий в ситуации травли.
1. Приём сигнала о предполагаемом факте травли. Сбор информации и прояснение ситуации в классе с целью дифференциации происходящего — конфликт или травля.
2. При подтверждении факта травли проведение консилиума педагогов для выработки общей стратегии работы с классом.
3. Разговоры с детьми-жертвами травли, оказание помощи и поддержки, восстановление социальных навыков.
4. Встречи с родителями ребёнка-жертвы.
5. Разговоры с детьми-агрессорами, оказание помощи. Демонстрация недопустимости травли.
6. Встречи с родителями детей-агрессоров.
7. Общая встреча родителей детей-жертв и детей-агрессоров (в случае необходимости).
8. Организация помощи силами учеников-свидетелей травли. Групповая работа с детьми класса для изменения установки, что происходящее — норма на установку, что травлю терпеть нельзя. Активизация у детей-наблюдателей поведения, направленного на противодействие травле.
9. Оказание помощи и поддержки родителям. Обсуждение ситуации буллинга в классе с родителями на родительском собрании, формирование общего понимания проблемы и целей работы: нормализация атмосферы в классе и создание безопасных условий для каждого ребёнка.
10. Перевод в другой класс или школу (в исключительных случаях).
Задачи учителя.
1. Незамедлительно реагировать и пресекать любые проявления травли в адрес ребёнка.
2. Поощрять ребёнка-жертву буллинга в рамках работы в классе, способствовать повышению самооценки
3. Поддерживать ребёнка в установлении контактов и общении со сверстниками/ одноклассниками.
4. Заручиться поддержкой значимых детей в классе, которые готовы защищать ребенка в случае травли и помогать учителю, включать ребенка в групповые занятия, игры и т.п.
Методы профилактики буллинга для классных руководителей: