kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы профилактики дезадаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих.  Неотъемлемой чертой повседневной жизни постсоветской России стали беспризорные и безнадзорные дети. По данным правительства их число на 2010 г. в стране составило 1 млн. 130 тыс. человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов около 3-4 млн. В 2010 г. по данным Министерство образования и науки России, более 300 тыс. детей не посещали образовательные учреждения. Точный учёт таких детей в Российской Федерации затруднён тем, что многие родители далеко не всегда подают заявления в соответствующие органы. Наличие большого количества дезадаптированных детей – детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, детей, совершающих правонарушения и преступления, - представляют угрозу для будущего страны.

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и т.д. Все они выполняют свои профессиональные функции. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ними обществом задач.  Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко они делают это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, перегрузкам, нервным срывам, ухудшению их здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом это влияет на развитие детей, а в последующем и на состояние всего общества.

Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них: здоровье, образование, отношение к ребенку в семье, материальное благосостояние и нравственность.

Таким образом,  для предотвращения дезадаптацию детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. И начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни, совокупность факторов социального, психологического, психосоматического  характера  значительно увеличивают количество дезадаптированных несовершеннолетних в России.  

Не одна реабилитация не будет эффективной, если не будет проведена работа с семьёй ребёнка. Родителей обучают правильному взаимодействию с детьми,    через    познание ю особенностей    взросления    детей, обучение правильному общению, разрешение конфликтов.   Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих котклонений в поведении детей и подростков, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, организационно-воспитательных, правовых, педагогических и психологических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В 1999 году вступил в действие Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"  №120-ФЗ. Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

Сегодня сложилась ситуация, когда число семей с дезадаптированными детьми  увеличивается  в геометрической прогрессии. Что же делать? Какие меры предпринять, чтобы остановить этот процесс?

  Пути выхода есть из сложившейся ситуации, но сами семьи не в состоянии правильно оценить своё положение, и помочь себе. Выражение «спасение утопающих -  в руках самих утопающих» неприемлемо в данной ситуации, поэтому нужны специалисты, которые готовы взять под контроль  эти семьи, их детей и комплексно с ними работать по определенным направлениям.Сегодня проблема «семей риска» и, как следствие, дезадаптация детей и подростков имеет актуальное значение. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних. Необходим комплексный подход в решении данной проблемы, которую на сегодняшний день можно назвать государственной.     Практика оказания социальной помощи и поддержки детям за рубежом и в России показывает, что сегодня остро стоит проблема создания и поиска новых типов учреждений и изменения содержания работы в них с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в этой помощи. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты детей и подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный квалифицированный штат социальных работников, педагогов и психологов.

Во многих социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних сложилась ситуация, когда специалисты участковой социальной службы вынуждены уговаривать родителей привести ребенка в Центр, и не всегда это им удается. Это значит, что сегодня социальные службы еще не в полной мере проявили себя, что не заработали авторитет среди населения, и многие семьи готовы жить впроголодь, отказываясь от помощи государственного учреждения, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.

Но, тем не менее, потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

   В настоящее время на федеральном уровне нет органа, который занимался бы проблемами детей и детства. Вопрос о создании такого федерального органа, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей, настаивать на том, чтобы финансирование детства рассматривалось как одна из самых важных национальных государственных задач.

Просмотр содержимого документа
«Методы профилактики дезадаптации »

Методы профилактики дезатапции у воспитанников социально-реабилитационного центра

Методы профилактики дезатапции у воспитанников социально-реабилитационного центра

Объект исследования:  социальная работа с детьми и подростками Объект исследования:  являются социальная работа с детьми и подростками Предмет исследования: организация социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально-реабилитационного центра.

Объект исследования: социальная работа с детьми и подростками

Объект исследования: являются социальная работа с детьми и подростками

Предмет исследования:

организация социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально-реабилитационного центра.

Задачи исследования:   -Определить понятия «социальная норма» и «социальная дезадаптация»;   - Рассмотреть типологию детско- подростковой дезадаптации;   -Выявить факторы, влияющие на процесс дезадаптации детей и подростков;    -Охарактеризовать способы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально- реабилитационного цетра. Цель : выявить способы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально- реабилитационного центра .

Задачи исследования: -Определить понятия «социальная норма» и «социальная дезадаптация»; - Рассмотреть типологию детско- подростковой дезадаптации; -Выявить факторы, влияющие на процесс дезадаптации детей и подростков; -Охарактеризовать способы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально- реабилитационного цетра.

Цель :

выявить способы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками в условиях социально- реабилитационного центра .

Социальная норма -официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Социальная норма -официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.   Социальная дезадаптация - нарушение процесса социального развития, социализации  индивида

Социальная норма -официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная норма -официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная дезадаптация - нарушение процесса социального развития, социализации индивида

Нормативно правовая база социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками: Федеральные законы РФ: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ Постановление Правительства РФ:

Нормативно правовая база социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками:

Федеральные законы РФ:

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ

Постановление Правительства РФ:

  • «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» от 27.11.2000 г. №896
Выделяют следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:

Выделяют следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:

  • Дисфункциональность семьи . Существует множество возможных причин, приводящих к дисфункциональности семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях:
  • Экономические причины : у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Нужда деформирует всю систему семейных функций, сворачивает их реализацию до полного бездействия.
  • Асоциальные причины : алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, притивоправное поведение, проституция, низкий культурный уровень. Как правило, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.
  • Психологические причины : жестокость, агрессивность, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
  • Медицинские причины : хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
  • Неполные семьи : растет число одиноких матерей и их детей. По данным Госкомстата ежегодно распадается 500-600 тыс. браков, в результате чего увеличивается детей из «семей риска»
Выделяют следующие основные причины социальной  дезадаптации несовершеннолетних:   Дисфункциональность семьи. Существует множество возможных причин, приводящих к дисфункциональности семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях:  Экономические причины  Асоциальные причины  Психологические причины  Медицинские причины  Неполные семьи  Социально-педагогические факторы  Одним из основных факторов, приводящих с социальной дезадаптации детей и подростков, является неблагополучие семьи.   Социально-экономические факторы   Морально-этические факторы  Социальная среда является важнейшим фактором и условием развития ребенка

Выделяют следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних: Дисфункциональность семьи. Существует множество возможных причин, приводящих к дисфункциональности семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях: Экономические причины Асоциальные причины Психологические причины Медицинские причины Неполные семьи Социально-педагогические факторы Одним из основных факторов, приводящих с социальной дезадаптации детей и подростков, является неблагополучие семьи. Социально-экономические факторы Морально-этические факторы Социальная среда является важнейшим фактором и условием развития ребенка

В Центр принимаются несовершеннолетние на основании:   1) личного обращения;  2) направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;  3) постановления комиссий по делам несовершеннолетних;  4) заявления родителей (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;  5) ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;  6) постановления или решения суда;  7) акта оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в Центр, копия которого в течение 5-ти суток направляется в орган социальной защиты населения.

В Центр принимаются несовершеннолетние на основании: 1) личного обращения; 2) направления органов, осуществляющих социальную защиту населения; 3) постановления комиссий по делам несовершеннолетних; 4) заявления родителей (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; 5) ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел; 6) постановления или решения суда; 7) акта оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в Центр, копия которого в течение 5-ти суток направляется в орган социальной защиты населения.

Противопоказаниями к принятию в Центр  несовершеннолетних являются психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активная форма туберкулеза, иные тяжелые формы заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, а также лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или совершившие преступление.

Противопоказаниями к принятию в Центр несовершеннолетних являются психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активная форма туберкулеза, иные тяжелые формы заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, а также лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или совершившие преступление.

Предметом деятельности является:   -  социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации;  -  выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;  -  разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих в себя профессионально-трудовой, учебно-познавательной, социокультурный и иные компоненты;  -  подготовка рекомендации и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно- реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

Предметом деятельности является: - социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации; - выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; - разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих в себя профессионально-трудовой, учебно-познавательной, социокультурный и иные компоненты; - подготовка рекомендации и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно- реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы профилактики дезадаптации

Автор: Земцова Елена Геннадьевна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-issliedovaniie-trudnostiei-piervoklassnikov-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "196192"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428008515"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка положения  о службе психолого-педагогического сопровождения детей "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-polozhieniia-o-sluzhbie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236556"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444115116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Программа спецкурса по внеурочной деятельности "Занимательный Английский" "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-spietskursa-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "130497"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415906505"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства