kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Готовность к школьному обучению: диагностика и прогнозирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Освещение проблемы психологической готовности детей к школе в отечественной и зарубежной психологии. Классификации компонентов психологической готовности.Проблемы физиологической зрелости: группы здоровья первоклассников. Компоненты психологической готовности: интеллектуальная, личностно - социальная, мотивационная, эмоционально - волевая. Психологические проблемы первоклассников. Как преодолеть трудности в учебе у первоклассников? (рекомендации родителям)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Готовность к школьному обучению: диагностика и прогнозирование"»

Готовность к школьному    обучению: диагностика и   прогнозирование Методическая разработка Автор: Раду Татьяна Валериевна педагог – психолог МДОУ «Ясли – сад №273 города Донецка»

Готовность к школьному обучению: диагностика и прогнозирование

  • Методическая разработка

Автор: Раду Татьяна Валериевна педагог – психолог МДОУ «Ясли – сад №273 города Донецка»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.   Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.    (Венгер Л.А.)

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер Л.А.)

В современной отечественной и зарубежной психологии одним из наиболее активно развивающихся направлений как теоретического, так и практического плана, является проблема психологической готовности детей к школе. Аспекты данной проблемы представлены в работах Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, В.А. Губина, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, Р.В. Овчаровой, У.В. Ульенковой, B.C. Цеханской, Д.Б. Эльконина , А. Анастази, Я. Йерасика, А. Керна и других.

В современной отечественной и зарубежной психологии одним из наиболее активно развивающихся направлений как теоретического, так и практического плана, является проблема психологической готовности детей к школе. Аспекты данной проблемы представлены в работах Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, В.А. Губина, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, Р.В. Овчаровой, У.В. Ульенковой, B.C. Цеханской, Д.Б. Эльконина , А. Анастази, Я. Йерасика, А. Керна и других.

Под готовностью к школе принято понимать тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Под готовностью к школе принято понимать тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста. Именно тогда перед учеными была поставлена проблема анализа сформированности необходимых умений и навыков, уровня развития определенных сторон психики ребенка.
  • Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста. Именно тогда перед учеными была поставлена проблема анализа сформированности необходимых умений и навыков, уровня развития определенных сторон психики ребенка.
Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова , говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе. Основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.
  • Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова , говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе. Основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.
В решении вопросов готовности к школе и методов ее изучения можно выделить два подхода : -педагогический : определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п  - психологический: готовность к школе определяется показателями психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.
  • В решении вопросов готовности к школе и методов ее изучения можно выделить два подхода :
  • -педагогический : определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п
  • - психологический: готовность к школе определяется показателями психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.
Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
  • Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения: « До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе».

Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения: « До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе».

А.В. Запорожец , отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».
  • А.В. Запорожец , отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».
Существуют теории , комбинирующие педагогический и психологический подходы к определению готовности к школе . Так, например, А. Анастази  считает, что готовность к обучению «…означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками ». В условиях данного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. При таком подходе диагностируются: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль; понимание на слух; словарный запас; общая осведомленность. Примером может выступать американский национальный тест готовности (MRT)
  • Существуют теории , комбинирующие педагогический и психологический подходы к определению готовности к школе . Так, например, А. Анастази считает, что готовность к обучению «…означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками ». В условиях данного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. При таком подходе диагностируются: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль; понимание на слух; словарный запас; общая осведомленность. Примером может выступать американский национальный тест готовности (MRT)
Л.И. Божович выделила особый компонент мотивационной готовности. Классификация с учетом этого компонента выглядит так:

Л.И. Божович выделила особый компонент мотивационной готовности. Классификация с учетом этого компонента выглядит так:

  • - мотивационная готовность (желание ребенка учиться, ходить в школу);
  • - эмоционально-волевая готовность; интеллектуальная готовность;
  • - готовность к взаимодействию и общению с учителем и одноклассниками.
Л.А.Венгер, А.Г.Венгер, В.В.Холмовской, Е.А.Пашкол прелагают схожую классификацию компонентов психологической готовности: -Личностная готовность (мотивация, произвольность управления поведением, познавательной деятельностью, уровень развития эмоциональной сферы);  -  Интеллектуальная готовность (дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности –ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций);  - Социально-психологическая готовность (владение способами установления взаимоотношений с другими детьми, развитие потребности в общении с другими).

Л.А.Венгер, А.Г.Венгер, В.В.Холмовской, Е.А.Пашкол прелагают схожую классификацию компонентов психологической готовности:

-Личностная готовность (мотивация, произвольность управления поведением, познавательной деятельностью, уровень развития эмоциональной сферы);

- Интеллектуальная готовность (дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности –ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций);

- Социально-психологическая готовность (владение способами установления взаимоотношений с другими детьми, развитие потребности в общении с другими).

Теоретическим и практическим вопросам организации процесса подготовки детей-дошкольников к школе в системе ДОУ посвящены работы JI.M. Андрюхиной, Р.П. Бабиной, Г. Витцлак, М.М. Ефимовой, М.Г. Князевой, Е.В. Прокопенко, Л.Ф. Тихомировой, О.И. Тушкановой, О.И. Фроловой, Л.В. Черемошкиной и др., в которых в качестве необходимых средств предлагаются различные упражнения и игры: для развития речи — составление рассказа по картинке, пересказ содержания известной сказки, истории из своей жизни и др.; для развития внимания, памяти, мышления — упражнения с использованием рисунков, тематические игры; для формирования мотивации к обучению — беседы, направленные на пробуждение желания учиться, добиваться результата, больше узнать и др.
  • Теоретическим и практическим вопросам организации процесса подготовки детей-дошкольников к школе в системе ДОУ посвящены работы JI.M. Андрюхиной, Р.П. Бабиной, Г. Витцлак, М.М. Ефимовой, М.Г. Князевой, Е.В. Прокопенко, Л.Ф. Тихомировой, О.И. Тушкановой, О.И. Фроловой, Л.В. Черемошкиной и др., в которых в качестве необходимых средств предлагаются различные упражнения и игры: для развития речи — составление рассказа по картинке, пересказ содержания известной сказки, истории из своей жизни и др.; для развития внимания, памяти, мышления — упражнения с использованием рисунков, тематические игры; для формирования мотивации к обучению — беседы, направленные на пробуждение желания учиться, добиваться результата, больше узнать и др.
Готовность ребёнка к обучению в школе  в одинаковой мере  зависит от  физиологического, социального и  психического развития ребёнка .  Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основной для формирования психологической и социальной готовности к школе
  • Готовность ребёнка к обучению в школе  в одинаковой мере  зависит от  физиологического, социального и  психического развития ребёнка .
  • Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основной для формирования психологической и социальной готовности к школе
Критерии готовности ребенка к школе  Морфологические:  - абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);  - пропорции тела (Филиппинский тест);  - смена зубов. Физиологические:
  • Критерии готовности ребенка к школе
  • Морфологические:

- абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

- пропорции тела (Филиппинский тест);

- смена зубов.

  • Физиологические:

- моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);

- работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);

- чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях

Проблемы физиологической зрелости первоклассников  По данным ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.).

Проблемы физиологической зрелости первоклассников

По данным ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.).

Детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.
  • Детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.
Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек.
  • Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно среди девочек.
Группы здоровья первоклассников

Группы здоровья первоклассников

  • Первая группа - дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%. Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.
В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны. Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу. У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
  • В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.
  • Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.
  • У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать    Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников .

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать

Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников .

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно :   в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно :

  • в играх;
  • в труде;
  • в общении со

взрослыми и

сверстниками;

  • в непосредственно

образовательной

деятельности

Составляющие психологической готовности Интеллектуальная готовность Личностно-социальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность

Составляющие психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Личностно-социальная готовность

Мотивационная готовность

Эмоционально-волевая готовность

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность

  • Умение думать, анализировать, делать выводы.
  • Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
  • Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.  
Личностно-социальная готовность Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность Личностно-социальная готовность

  • Умеет ли ребенок общаться с детьми.
  • Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
  • Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.
  • Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
  • Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Мотивационная готовность Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения: Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения: - к школе, - к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Мотивационная готовность

  • Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения:
  • Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
  • Сформированность положительного отношения:

- к школе,

  • - к школе,
  • учителю, учебной деятельности, к самому себе.
  • учителю,
  • учебной деятельности,
  • к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.   Адекватная самооценка и положительный образ  себя.   Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Эмоционально-волевая готовность

  • Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

  • Адекватная самооценка и положительный образ себя.

  • Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Ситуация . Мама Коли ( 6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.  Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе. Решение .
  • Ситуация . Мама Коли ( 6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.

Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.

Решение . Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Ситуация. Саша (7 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.  Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.    Решение .
  • Ситуация. Саша (7 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.

Решение . Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

Ситуация . Ребенок во время непосредственно образовательной деятельности невнимателен, вертится и выполняет только то, что ему хочется.

Сделайте прогноз его успеваемости в школе.

В дошкольном возрасте еще нет механизма

произвольности – целенаправленного

управления своим вниманием, речью,

эмоциями. Ребенок может долго возиться с

игрой либо легко запоминать

стихотворение, но только если его

эмоционально зацепило эта деятельность,то

есть делает он это непроизвольно.

Натренировать произвольность нельзя! Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Саморегуляция – основа готовности к школе!

Упражнение «Чувства и переживания будущего первоклассника» Задание: спрогнозировать каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания могут стимулировать такие стереотипы воспитания. Перефразировать негативные высказывания в позитивные. - Вот пойдешь в школу, там тебе покажут… (Страх перед школой)  - Ты, наверное, будешь двоечником? (Может вызвать чувство тревоги, неверия в собственные силы, утрату желания идти в школу)
  • Упражнение «Чувства и переживания будущего первоклассника»
  • Задание: спрогнозировать каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания могут стимулировать такие стереотипы воспитания. Перефразировать негативные высказывания в позитивные.
  • - Вот пойдешь в школу, там тебе покажут… (Страх перед школой)

  • - Ты, наверное, будешь двоечником? (Может вызвать чувство тревоги, неверия в собственные силы, утрату желания идти в школу)
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником? (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе).  - Ты обещаешь мне не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно. (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
  • - Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником? (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе).

  • - Ты обещаешь мне не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно. (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).

  • - Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный груз приводит ребенка к неврозу).
  • - - Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте! (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и т.д.).
Психологически готовый  к школе ребенок

Психологически готовый к школе ребенок

Психологически не готовый  к школе ребенок

Психологически не готовый к школе ребенок

Психологические проблемы первоклассников - Около 20% деток пропускают буквы на письме.

Психологические проблемы первоклассников

- Около 20% деток пропускают буквы на письме.

  • Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут).
  • 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе, постоянно что-то теряют, забывают и путают.
10% малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности — книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны. 5% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления — у них большие проблемы с математикой.
  • 10% малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности — книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны.
  • 5% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления — у них большие проблемы с математикой.
- 13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы. -Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке. - Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса.
  • - 13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы.
  • -Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке.
  • - Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса.
- 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки.
  • - 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки.

- 10% деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания. И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно  — ни в классе, ни дома.

Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве .
  • Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания.
  • Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве .
Кому с трудом дается первый класс?  Психологи выделяют обычно три группы неуспевающих первоклашек:

Кому с трудом дается первый класс?

Психологи выделяют обычно три группы неуспевающих первоклашек:

  • 1. Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности (такие дети, что называется, «не находят себя» в учебе. Как только выясняется, что учиться не так-то просто, ребенок теряет к учебе интерес и работает «вполсилы», потому что главными его мотивом является не познание, а стремление к признанию, похвале и/или лидерству).  
2 . Дети с низкой эффективностью учебной деятельности ( Детки второго типа, как говорится, и рады бы, да не могут. Их трудности объясняются тем, что у них просто не хватает словарного запаса, опыта общения и познаний об окружающем мире, общего интеллектуального развития. Это объясняется либо низким культурным уровнем родителей, которые не смогли всего этого обеспечить, либо микропоражениями коры головного мозга у ребенка (либо и тем, и другим вместе). Отдельной подгруппой здесь можно выделить леворуких детей (их около 10% - то есть в каждом классе как минимум один найдется).
  • 2 . Дети с низкой эффективностью учебной деятельности ( Детки второго типа, как говорится, и рады бы, да не могут. Их трудности объясняются тем, что у них просто не хватает словарного запаса, опыта общения и познаний об окружающем мире, общего интеллектуального развития. Это объясняется либо низким культурным уровнем родителей, которые не смогли всего этого обеспечить, либо микропоражениями коры головного мозга у ребенка (либо и тем, и другим вместе). Отдельной подгруппой здесь можно выделить леворуких детей (их около 10% - то есть в каждом классе как минимум один найдется).
3. Дети с сочетанием этих проблем в различной комбинации  ( дети третьей групп наиболее проблемны в смысле прогноза развития ситуации: они психологически не готовы к школе. Другими словами, такие дети не умеют и не хотят учиться, им непонятно, зачем это вообще нужно и какое удовольствие можно получить от «добывания» новых знаний: интеллектуально они совершенно пассивны).
  • 3. Дети с сочетанием этих проблем в различной комбинации  ( дети третьей групп наиболее проблемны в смысле прогноза развития ситуации: они психологически не готовы к школе. Другими словами, такие дети не умеют и не хотят учиться, им непонятно, зачем это вообще нужно и какое удовольствие можно получить от «добывания» новых знаний: интеллектуально они совершенно пассивны).
Как преодолеть трудности в учебе у первоклассников ? (рекомендации родителям)  1. Неуспевающему ребенку надо помогать.  2.Не делайте уроки за ребенка.   3. Не зацикливайтесь на оценках , смысл учебы в школе — не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений. Никогда не ругайте ребенка за отметки. 4. Бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с ее причинами .

Как преодолеть трудности в учебе у первоклассников ? (рекомендации родителям)

1. Неуспевающему ребенку надо помогать.

2.Не делайте уроки за ребенка.

3. Не зацикливайтесь на оценках , смысл учебы в школе — не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений. Никогда не ругайте ребенка за отметки.

4. Бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с ее причинами .

5. Постарайтесь не пропускать занятия . 6.  Старайтесь поддерживать контакт с учителем . 7. Будьте всегда на стороне вашего ребенка .

5. Постарайтесь не пропускать занятия .

6. Старайтесь поддерживать контакт с учителем .

7. Будьте всегда на стороне вашего ребенка .

Получается, что готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно  и радостно войти в новый мир.

Получается, что готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Успехов Вам! Спасибо за внимание

Успехов Вам!

Спасибо за внимание

Список литературы и источников:  1. КАМЕНСКАЯ В.Г., ЗВЕРЕВА С.В. «К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВ!» ДИАГНОСТИКА И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. СПБ. 2004.   2. КУМАРИНА Г.Ф. «МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО СТАРТА» 2008.ПАПО   3. ГУТКИНА Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. - СПБ. - 2004.   4. HTTP://ADALIN.MOSPSY.RU/L_04_00/L_04_01B.SHTML .    5. HTTP://WWW.SEVPSIPORT.COM/PSISTATII/225-PSY-GOTOVNOST

Список литературы и источников:

1. КАМЕНСКАЯ В.Г., ЗВЕРЕВА С.В. «К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВ!» ДИАГНОСТИКА И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. СПБ. 2004. 2. КУМАРИНА Г.Ф. «МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО СТАРТА» 2008.ПАПО 3. ГУТКИНА Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. - СПБ. - 2004. 4. HTTP://ADALIN.MOSPSY.RU/L_04_00/L_04_01B.SHTML . 5. HTTP://WWW.SEVPSIPORT.COM/PSISTATII/225-PSY-GOTOVNOST


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Готовность к школьному обучению: диагностика и прогнозирование"

Автор: Раду Татьяна Валериевна

Дата: 13.10.2018

Номер свидетельства: 480566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "подготовка к ЕГЭ. Решение задач С2"
    ["seo_title"] => string(35) "podghotovkakiegerieshieniiezadachs2"
    ["file_id"] => string(6) "273175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452165781"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства