Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе»
Диагностика готовностик обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников
ГБОУ Школа №814 СП №12016-2017 учебный год
Входная диагностика
дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися, позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении является основой для оценки динамики образовательных достижений
Что оценивается?
Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка)
Цель : получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе которая позволит на основе проведенных обследований определить индивидуальные траектории для учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе.
Выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.
Обеспечить комплексную систему сопровождения адаптационного процесса первоклассника на этапе вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе ресурсов оказания помощи ребенку.
Проверяемые позиции
С формированност ь предпосылок к овладению грамотой и м атематикой.
Уровень развития пространственного и зрительного восприятия .
Уровень развития моторики и зрительно-моторных координаций .
Уровень развития фонематического слуха и восприятия .
Практический результат
В ыстр аивание педагогическо го
взаимодействи я с ребенком,
опираясь на его потребности,
независимо от уровня его
успешности.
Результаты , полученные в ходе диагностики, могут быть использованы: *учителями для определения общего уровня развития учащихся и построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; *родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; *психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3-4 неделе учебного года и включает в себя пять методик:
Рисунок человека.
Графический диктант.
Образец и правило.
Первая буква.
«Домики».
Все методики проводятся фронтально, со всем классом. Проведение диагностики занимает два урока и проводится работа по двум методикам: на одном уроке - «Рисунок человека» и «Графический диктант», на другом - «Образец и правило», «Первая буква». Методика «Домики» проводится отдельно на следующий день.
Методика «Рисунок человека»
используется для исследования общего уровня умственного развития ребенка.
Наибольшую трудность в рисовании человека у детей вызывают: рисование шеи, 5 пальцев, ушей, динамика позы, пластичность фигуры .
Методика – «Рисунок человека»
Методика «Графический диктант»
направлена на выявление умения внимательно слушать указания взрослого
правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии
самостоятельно действовать по указанию взрослого
определяет способность точно выполнять указания взрослого
возможность самостоятельно выполнять задания по образцу
способность к ориентации
в пространстве
развитие мелкой моторики
Графический диктант
Методика «Образец и правило»
выявляет:
уровень организации действий
умения руководствоваться системой условий задачи
преодолевать влияние посторонних факторов
Образец и правило
Первая буква
выявляет готовность к овладению грамотой (овладение навыком вычленения звука в слове).
Первая буква
Методика«Домики»
дает возможность оценить реальные эмоциональные отношения детей, к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям, которые им сложно осознать и выразить словами. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения»
(тревожность), то есть
те ситуации, которые наиболее
трудны по какой-то причине
ребенку. Процедура теста
предполагает раскрашивание,
как выражение личностного
отношения.
Тревожность
Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью
Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно
работать в классе, строить
отношения с другими детьми
и взрослыми.
Тревожность
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе:
Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы)
Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми)
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе: Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы) Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми)
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
Ребенок к школе готов , если он умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме
словесных понятий.
Ребенок к школе
не готов ,
если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Готовность первоклассников к обучению в школе2016 – 2017 уч. год 1 «А» класс СП №1
Готовность первоклассников к обучению в школе2016 – 2017 уч. год 1 «Б» класс СП №1
Группа риска
включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются от средних показателей, статистической нормы. Эти дети нуждаются в повышенном внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. Их количество составляет:
Группа риска
Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.
Соответственно по уровню готовности:
более высокий уровень у обучающихся 1 «Б» класса;
учащиеся 1 «А»и 1 «Б» классов, по результатам диагностики, продемонстрировали средний уровень готовности к школьному обучению.
Мотивационная готовность 1 «А» класс
Мотивационная готовность 1 «Б» класс
Мотивационная готовность 1 «В» класс
Вывод:
На основании проведенных диагностик можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация учащихся 1 классов проходит успешно. В классах и школе созданы педагогические и социально-психологические условия для оптимального развития личности учащихся. Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности.