Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:
1.Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
2 Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
3.Несформированность навыков принятия решения,
4. Неуверенность в своих силах, тревожность,
5.Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Оборудование : ученические парты поставлены в круг.
Ход занятия
Сегодня мы поговорим о нашем отношении с себе и о том, что мы знаем о себе.
Упражнение «Солнышко» (индивидуально)
Детям предлагается на листке бумаги нарисовать солнышко с лучиками. Далее предлагается нарисовать солнышку « личико». Когда рисунок будет завершен, детям дается задание написать в каждом лучике солнышка свои положительные качества, а в промежутках между лучиками написать те качества, которые хотели – бы исправить или сформировать у себя. В завершении упражнения желающим предлагается прочитать свои записи.
Обсуждение. Как нужно относится к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?
Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор знаний о себе», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.
Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: знание о себе- отношение к другим людям – знание о себе. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.
Упражнение «Что я знаю о себе» (любимое- нелюбимое)
Ребятам предлагается сесть в круг. Участники тренинга , передавая мяч по кругу , должны сказать о том, что они любят. Когда мяч вернется к начинающему игру, ребятам предлагается сказать о том, что они не любят.
Упражнение «Комплименты»
Передавая мяч друг другу, нужно сказать товарищу хорошие слова, комплименты.
В завершении упражнения поблагодарить всех участников мероприятия аплодисментами.
Упражнение « Мои ресурсы» (коллективная работа)
Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:
Я могу это сделать.
Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.
Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.
Я могу измениться так, как считаю нужным.
Я имею право вслух говорить о своём мнении.
Моё мнение может отличаться от остальных.
Я ощущаю свою ценность и уникальность.
Я понимаю , что способен на многое.
Я осознаю богатство своего внутреннего мира.
Карточки с выбранными позитивными утверждениями крепятся к каждому ребенку.
Подведение итогов занятия. Работа с плакатом «Солнышко» (в группе)
Ребятам предлагается из предложенного набора карточек выбрать те, которые необходимы человеку для самосовершенствования, саморазвития
Притча
Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.
Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обсуждение:
О чем эта притча?
Какое отношение она имеет к нашему занятию? ( нужно знать о себе хорошие и развивать в себе положительные качества).
Верьте в себя.
Вы – самое большое сокровище.
Для вас нет ничего невозможного.
Ваши достижения определяются
Собственными желаниями
Верьте в своё занятие,
Мечтайте, о чём хотите мечтать
Будьте тем, кем желаете быть
Поверьте в свои силы!
Участникам занятия раздаются тексты стихотворения.