Рабочая программа курса "Подготовка к профессиональной деятельности"
Рабочая программа курса "Подготовка к профессиональной деятельности"
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися 10 –го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Подготовка к профессиональной деятельности"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники
Рассмотрена и Утверждаю рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники педагогическим советом Приказ от 31.08. 2015 года № 221 протокол № 1 от « 28» августа 2015 года ____________ / Л.И. Макаренко /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет, курс
Подготовка к профессиональной деятельности
Уровень общего образования
Основное общее образование
Класс
10
Учебный год
2015- 2016 учебный год
Количество часов
34
Учитель
Михайличенко И.В.
Пояснительная записка
Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке регионального примерного учебного плана
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования и науки России от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047»;
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися 10 –го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 10классе. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 10 класса в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Цель курса:
- Подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;
- Открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;
- Овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Задачи курса:
- Изучение профессиональной направленности учащихся;
- Расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
- Совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;
- Развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;
- Формирование адекватной самооценки;
- Повышение уровня психологической компетентности учащихся;
Общая характеристика учебного предмета
Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместнойдеятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.
Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.
Профессиональное самоопределение учащихся 10- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личностного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личный выбор и личная ответственность являются ключевыми понятиями данного курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению
личного
профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
так же
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии:
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере,
интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Метапредметные результаты
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями
получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Личностные результаты
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Формы подведения итогов реализации программы:
Оценка знаний обучающихся по итогам прохождения программы осуществляется по
результатам учебной деятельности в конце каждой четверти и после окончания программы. -
подготовка и защита проекта, выполнение творческой или исследовательской работы,
реферата, теста, конструирования, моделирования и др.
Ожидаемым результатом осуществления программы для учащихся станет формулировка
индивидуальной задачи по выбору будущей профессии, т.е. формирование профессиональной
готовности, устойчивых профессиональных намерений и их соответствие требованиям рынка труда.
Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом. Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно
вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и
письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом(недельным) МБОУ СОШ № 46. с. Бараники на 2015– 2016 учебный год, утвержденным приказом директора от 17.06. 2015 года № 182, на изучение в 10 классе элективного курса «Подготовка к профессиональной деятельности» отводится 1 час в неделю. Таким образом, совокупное учебное время, отводимое на освоение обучающимися программного материала курса в 10 классе, в соответствии с годовым календарным учебным графикомМБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2015 - 2016 учебный год, утвержденным приказом директора образовательного учреждения от 31.08.2015 года № 221, составляет 34 часа.
Использовать:
- групповые дискуссии,
- ролевые игры,
- переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»),
- моделирование мира человека конкретной профессии,
- диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требования ми профессии,
- групповые занятия с элементами тренинга.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
1
Профессия и мой выбор
6
2
Рынок труда и его законы
4
3
Ваши жизненные планы
4
4
Знакомство со страной «Профессия»
6
5
«Я хочу, я могу, мне надо»
2
6
Рынок образовательных услуг
4
7
Технология поиска рабочих мест. Построение профессиональной карьеры.
8
Итого:
34
Содержание курса
Тема 1. Профессия и мой выбор.
Теоретические сведения. Понятие о профессии. Требования профессии к тебе и твои требования к профессии. Классификация профессий. Самый надежный способ выбора профессии. Девиз выбора профессии «Хочу, могу и надо». Графический способ выбора профессии. Типы профессий. Требования профессии к человеку.
Практическая работа. Игры «Город мастеров», «Найди свою мечту».
Тема 2. Рынок труда и его законы.
Теоретические сведения. Понятие рынка. Рынок труда и его законы. Эффективное поведение на рынке труда. Общие основы рыночных отношений в сфере труда. Проблемы рынка труда.
Практическая работа. Информационный проект «Законы рынка труда».
Тема 3. Ваши жизненные планы.
Теоретические сведения. Почему люди работают? Мотивы выбора профессии. Ваши жизненные и профессиональные планы. Требования, которым должна удовлетворять ваша избранная профессия.
Теоретические сведения. Что такое профессия? Характеристика профессий. Профессии: новые и исчезнувшие. Карта страны «Профессия».
Практическая работа. Игра «Угадай профессию», составление карты страны «Профессия».
Тема 5. «Я хочу, я могу, мне надо».
Теоретические сведения. Понятие профессиональной пробы. Планирование своей будущей профессии. Как планировать свое профессиональное будущее? Портфолио ученика.
Практическая работа. Анкетирование «Хочу и я могу», «Анкета оценки профессиональной направленности личности». Оценка типа личности. Определение коммуникативно-организаторских способностей. Защита мини-проекта. Оформление портфолио.
Тема 6. Рынок образовательных услуг.
Теоретические сведения. Куда пойти учиться? Рынок образовательных услуг. Как не ошибиться с выбором образовательного учреждения? Как правильно собирать информацию о профессиональных учебных заведениях? Профессиональные образовательные учреждения Ростовской области.
Тема 7. Технология поиска рабочих мест. Построение профессиональной карьеры. Проект.
Теоретические сведения. Государственная служба занятости. Технология поиска рабочих мест. Как представить себя надлежащим образом? Выбор темы проекта и последовательность его выполнения.
Практическая работа. Выполнение проекта.
Возможные темы рефератов и творческих проектов:
- Веер возможных профессий.
- Профессия и человек.
- Мир профессий. Азбука профориентации.
- Имидж делового человека.
- Личность и профессия.
- Мое место в жизни.
- Мир профессий и мой выбор.
- Моя профессиональная карьера.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Виды контроля
Тема 1. Профессия и мой выбор (6 ч.)
1
3.09
Понятие о профессии. Требования профессии к тебе и твои требования к профессии.
1
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающегося с учителем и сверстниками в форме учебной дискуссии, самостоятельная работа
Работа с дополнительным материалом, заполнение таблицы
Контроль исполнения
17
14.01
Профессия, специальность, должность
1
Обучение учащихся навыкам составления резюме, осознание своих профессиональных ожиданий, отношения к профессиональной карьере, развитие коммуникативной культуры, развитие рефлексии
Формирование у учащихся знаний о способах классификации профессий, актуализация имеющихся знаний о профессиях, развитие навыков группового взаимодействия
15. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. – Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
17. Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование оборудования, приборов и т.п.
1
Персональный компьютер – 1 шт.
2
Доска
3
Проектор
Планируемые результатыизучения учебного предмета
Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели.
Ожидаемые результаты этого курса связаны с оптимизацией условий жизни и развития детей, повышением их социального и личностного статуса, формированием навыков деятельности и поведения, гармонизацией сенсорной, моторной, эмоциональной и познавательной сфер личности.
Эффективность работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционно – развивающих методов и программ.
Об успехе деятельности, о степени достижения ожидаемых результатов можно судить по системе показателей. К числу таких показателей относятся изменения в психоэмоциональном состоянии личности, системы навыков и индивидуально – психологических свойств личности, особенностях поведения и социальной ситуации развития. В число таких показателей входят количественные и качественные признаки, которые могут быть замерены и отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса, а также анализа по сравнению с контрольной группой.
Система оценки планируемых индивидуальных достижений обучающихся
Текущая (конспекты, участие в деловых играх, тестировании, выполнение профориентационных упражнений и т.д.) и итоговая (участие в конференции «Моя будущая профессия» или подготовка компьютерной презентации «Профессии, которые мы выбираем», контрольные вопросы для проверки знаний по курсу «Подготовка к профессиональной деятельности»)(Приложение).
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п
Наименование раздела и темы
Краткая характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы
Причины корректировки рабочей программы
Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы
Роспись заместителя директора по учебно-воспи-тательной работе
ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИТОГАМ КУРСА
1.Значение профессии _______________ в жизни общества. Её перспективы (дальнейшее развитие).
2.Каков характер и содержание работы (что делает представитель профессии? Как? Разновидности специальностей).
3.Условия труда (где работают, режим работы, льготы, зарплата в период обучения и после обучения). Возможности для повышения профессионального мастерства.
4.Значение знаний и практических навыков (связь с учебными предметами или со школьной производственной практикой).
5.Требования профессии к человеку:
- к состоянию здоровья и физическим качествам;
- к характеру, интересам и способностям человека;
- к уровню подготовленности (общая, специальная подготовка).
6.Как я готовлюсь к освоению этой профессии?
7.Где можно приобрести профессию (возможные пути обучения и дальнейшего роста квалификации)? Мои планы относительно получения профессионального образования.
8.Мои ближайшие и отдаленные жизненные планы (основные и резервные варианты профессионального пути).
Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу
«ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ».
Вариант 1.
1.Цель профориентации – это:
А) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
Б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
В) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
Г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2.Должность – это:
А) профессия;
Б) специальность;
В) призвание;
Г) служебная обязанность.
3.Учитель начальных классов – это:
А) профессия;
Б) специальность;
В должность;
Г) призвание.
4.Безработными признаются:
А) лица, не достигшие 16 лет;
Б) инвалиды 1 и 2 группы;
В) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
Г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5.Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к:
А) интеллектуальному типу;
Б) практическому типу;
В) социальному типу;
Г) предприимчивому типу.
6.Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:
А) программиста;
Б) бухгалтера;
В) коммерсанта;
Г) брокера.
7.Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
А) художника;
Б) журналиста;
В) парикмахера;
Г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
8.Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
А) научной деятельностью;
Б) конкретным практическим трудом;
В) воспитательной работой;
Г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
9.Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:
А) словесные способности;
Б) организаторские способности;
В) счетные способности;
Г) способности к пространственному мышлению.
10.Пространственное мышление наиболее необходимо в профессии:
А) экскурсовода;
Б) музыканта;
В) врача;
Г) конструктора.
11.Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
А) сангвиника;
Б) холерика;
В) флегматика;
Г) меланхолика.
12.Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
А) холерику;
Б) флегматику;
В) сангвинику;
Г) меланхолику.
13.Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
А) холерику;
Б) флегматику;
В) сангвинику;
Г) меланхолику.
14.Для меланхоликов в профессии врача будет неудачной специализация:
А) терапевта;
Б) окулиста (лечащего болезни глаз);
В) хирурга;
Г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
15.Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек – техника», наиболее пригодна работа:
А) кассира;
Б) механика;
В) оператора ПК;
Г) секретаря-машинистки.
16.Профессия «бухгалтер» относится к типу:
А) «человек – человек»;
Б) «человек – техника»;
В) «человек – художественный образ»;
Г) «человек – знаковая система».
17.К типу «человек – художественный образ» относится профессия:
А) экскурсовода;
Б) цветовода;
В) медсестры;
Г) дизайнера.
18.Специального профессионального отбора требует профессия:
А) геолога;
Б) летчика;
В) следователя;
Г) журналиста.
19.Для успешного выбора профессии необходимо:
А) принять решение по совету родственников;
Б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
В) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои возможности и особенности;
Г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
20.Для успеха в трудовой деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:
А) романтичность;
Б) хорошие условия труда;
В) высокая зарплата;
Г) заинтересованность в деле.
Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу
Вариант 2.
1.Психолог-консультант:
А) составляет медицинское заключение учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;