Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя психологии и самопознания»
«Бекітемін»
«Утверждаю»
Колледж директоры
Директор колледжа
_____Тастемиров Р.А.
ПЛАН
проведения предметной недели
«Психологии и самопознания» (с 16 по 20 марта)
№ п/п
Дни недели
Название мероприятия
Время и место проведения
1.
Понедельник
16.03.15
Открытие недели.
Игра « Веселый следопыт»
08.45ч. Фойе,
Только на перемене.
2.
Вторник
17. 03.15
День добра и сюрпризов.
Предсказание « черно – белого бычка»
( игры, шутки)
Фойе, только на переменах.
3.
Среда
18.03.15
Викторина « Казахстан – наш общий дом»
14.30 ч
Актовый зал
4.
Четверг
19.03.15
Игры для учащихся.
«Профилактика эмоционального выгорания»
тренинг для педагогов
На большой перемене.
15.00ч
5.
Пятница
20.03.15
Танцевальный конкурс «Стартинейджер»
16.оо ч
актовый зал
6.
Суббота
21.03.15
Подведения итогов Недели. Награждение победителей и активных участников.
11.25ч. Фойе,
1 этаж
Цель недели психологии и самопознания : содействие духовному развитию участников образовательного процесса.
Задачи:
- Содействие развитию личностных качеств учащихся
- Формирование навыков построения межличностных отношений со старшими и со сверстниками.
Все мероприятия не отвлекают учащихся от учебного процесса, а наоборот, способствуют формированию благоприятного настроя и позитивной мотивации учащихся.
Игра « Веселый следопыт»
Цель: создание благоприятного климата в коллективе.
Задачи: - обучение учащихся навыкам коллективной самоорганизации;
- развитие коммуникативных умений; -
- сплочение коллектива.
Сценарий игры: участники получают бланк для введения правильных ответов на линейке. Психолог оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия.
Условия игры:
- классный руководитель выполняет контролирующую функцию;
- ответы должны быть точными, а не приблизительными;
- правильные ответы вносятся в бланк, полученный на линейке;
-во время уроков выполнять задание категорически запрещено, нарушители выбывают из игры.
- тот класс, который первым правильно выполнит задание, и является победителем.
Игра вызывает необычный энтузиазм у учащихся. Даже самые флегматичные дети быстро втягиваются в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы.
«Если хочешь увидеть радугу –
надо переждать дождь!»
Вопросы к заданию:
Назовите любимые цветы секретаря нашего колледжа? ( рамашки)
Назовите любимого певца учителя истории(
Год основания нашего колледжа ( 1967 год)
Сколько компьютеров в кабинете информатики ( компьютеров)
Любимое блюдо шев – повара нашего колледжа ( голубцы)
Марка легковой машины колледжа? ( шеврале)
Сколько ступеней в старом корпусе с 1 до 2 этажа? ( 23 ступени)
Какое звание у медсестры нашего колледжа? ( рядовая)
Сколько парт в кабинете самопознания? (парт)
Любимый цвет зама по УЧ ? ( )
Сколько преподавателей работает в нашем колледже? ( преподавателей)
Какая марка автомашины у зама по ВР? ( фольксваген)
Кто по гороскопу учитель физкультуры? ( )
Каким цветом выкрашены стены кабинета психолога? ( салатовый цвет)
Хобби методиста нашего колледжа? ( )
Самый молодой преподаватель нашего колледжа? ( )
Сколько стоит пирожок с капустой в нашем буфете? ( 40 тенге)
У какого преподавателя жизнь связана с автомобилем? ( Туралина Индира Ж)
Ларец добра или предсказание «Черно – белого бычка»
Цель: помочь учащимся избавиться от плохого настроения
Задача: поддержка каждого учащегося, направленная на создание благоприятного эмоционального климата в колледже, на получение положительных эмоций.
Сценарий игры: в специальный ящичек были собраны самые лучшие выражения и фразы знаменитых людей.
Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу предназначенную именно ему.
Условия игры: Ларец радости работает только на переменах.
Викторина « Казахстан – наш общий дом»
Традиции и обычаи казахского народа.
Цель: формирование патриотизма посредством изучения культурного населения народа.
Задачи: воспитание любви, уважения и интереса к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа; обогащение внутреннего мира учащихся, развитие общего кругозора.
Оборудование: презентация.
Ход викторины
Я приглашаю вас принять участие в интеллектуальном путешествии « Традиции и обычаи» казахского народа. Культура складывается веками, и основа любой цивилизации – это народные традиции, обряды и обычаи. Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Практически не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях.
Основной традицией, отличающей от других национальностей – это гостеприимство. Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена делали все возможное, что бы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли. Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с « младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми.
Но это не единственные традиции казахского народа.
Сейчас мы с вами проведем викторину « Кто лучше знает обычаи и традиции казахского народа?» - за правильный ответ получает житон. У кого больше всех житонов, тот победитель.
Вопросы к викторине:
Как называется жилище, приспособленное к кочевому быту казахов? (Юрта)
Главное национальное блюдо казахов, готовят на любой праздник? ( Бешбармак)
Как называется кобылье молоко? ( Кумыс)
Как называется напиток из верблюжьего молока? ( Шубат)
Что было основным видом мужской и женской одежды? ( Шапан)
Что в переводе означает слово « Наурыз»? ( Новый день)
Из скольких компонентов готовят наурыз көже? ( из семи)
Как называется подарок за хорошую весть? ( Суюнши)
Назовите казахские национальные виды борьбы? ( Казакша – курес)
Какие спортивные интеллектуальные игры вы знаете? ( Асыки, тогызкумалак)
Как называется у казахов обряд очищения? ( Аласта)
Как называется песня открывающая свадьбу и основная тема этой песни? ( Жар –жар) пожелание счастья молодым.
Когда делают обряд « Беташар»? ( открывают лицо невесте)
Расскажите об обряде « Тусау кесер» (разрезание пут у ребенка)
Что такое « Шежіре?» ( описание родословной)
Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай
И сохрани для будущего рода
«Профилактика профессионального выгорания»
(тренинг для педагогов)
Цель: улучшение психологического климата в коллективе ( с этой целью использованы упражнения на сплочение коллектива, кроме того, по окончании занятия набирается хороший диагностический материал и информация к размышлению).
Время занятия: 45 – 60 минут.
Материалы: воздушные шары по одному на каждого и для украшения кабинета; газеты, скотч, цветная бумага, ножницы, карандаши; листы А4, магнитофон.
В работе с педагогами участвуют психолог и четыре учителя.
Психолог: Здравствуйте. Меня зовут …я пришла поделиться с вами своей мечтой: хочу подарить учителю праздник. Чтобы вы расслабились, отдохнули и улыбнулись, мы придумали и подготовили небольшой сюрприз: возвращение в детство. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени. Учителя смогут вернуться в свое прошлое, вспомнить детство, время, когда можно было беззаботно смеяться, мечтать и немного шалить.
Пожалуйста сядьте по удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый осенний день, вам чуть больше или меньше 7 лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше всего себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, рядом с вами близкий вам человек. Посмотрите, кто это … Вы берете его за руки и чувствуете его тепло, нежное прикосновение … Медленно открываем глаза … Итак, на дворе 1 сентября. Первый раз в 1 –й класс.
Позвольте представить вам вашу первую учительницу …
Анкета для оценки эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти всегда
Иногда
Часто
Почти всегда
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня.
2. Я плохо засыпаю из – за переживаний, связанных с работой.
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня.
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела.
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня.
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье.
8. после рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Интерпретация:
3 балла – низкий уровень;
4 – 12 – средний уровень;
Выше 12 баллов – высокий уровень эмоционального выгорания
Снятие эмоционального напряжения
Вступление.Актуальность выбранной темы.
Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.
Основная часть.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 90 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Воробьёва В.Л.
Ход проведения тренинга
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета»
1.3. Упражнение «Визитка»
Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.
1.4. Упражнение «Молекула»
Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:
– Я великодушная!
– Да, ты великодушная, а еще красивая!
Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.
– А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».
Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.
1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.
2. Снятие эмоционального напряжения.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
2.1. Аутотренинг и ароматерапия.
Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.
Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.
Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ
2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.
Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья…
Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.
Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!
Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
2.3. Тест «Скрытый стресс» . Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.
2.4. Упражнение «Корзина Советов».
Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы
– Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.
Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.
Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.
2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
2.6. Биоэнергетическое исцеление.
За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.
Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).
Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.
2.7. Упражнение «Арттерапия».
Звучит космическая музыка.
Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке
Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.
Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своемудыханию.
Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».
Упражнение «Полное дыхание»
Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.
Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!
Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.
2.9. Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.
Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.
Упражнение «Медитация» для управления своим эмоциональным состояния
Заключительная часть.
1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».
Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова
2. Обратная связь.
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
3. Благодарю всех за работу!
Пожелание:
В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.
«Не гляди на мир из окна. Ты его часть! Будь в нем полностью»
Сценарий танцевального конкурса Стартнейджер
Для проведения конкурса необходимо большое помещение, хорошая музыкальная аппаратура и соответствующая музыкальная фонотека.
Все команды собираются в спортивном зале школы.
Ведущий приветствует команды, зрителей, жюри
Конкурс начинается с танцевальной разминки.
Конкурс 1. Разминка.
Ведущий просит всех встать в большой общий круг, взяться за руки (как для танца маленьких лебедей). И предупреждает, что танцевать необходимо строго под музыку и при этом выполнять условия, которые объявляет ведущий.
Звучит мелодия «Танец маленьких лебедей».
Команды начинают танцевать. Ведущий периодически выкрикивает команды:
- танцуем, прикоснувшись локтями
- боками
- плечами
- головами
- коленками
- ушами
- глядя в пол
- гладя в потолок
- глядя направо
- гладя на меня
- молодцы!!! Аплодисменты
Ведущий каждой команде дарит по шарику и объясняет, что в каждом конкурсе жюри будет определять самое дружное, оригинальное исполнение и раздавать шарики, та команда, которая наберет большее количество шариков к концу конкурса и будет самой успешной. Вот теперь как раз пора и представить наше жюри
Представление жюри конкурса.
Конкурс 2. Творческое представление команд.
Ведущий. Ну а теперь настало время познакомиться. Так как конкурс творческий сейчас каждой команде предстоит в течение 2 минут придумать название, что – то типа девиза и яркое представление. По истечении 2 минут вам необходимо будет выйти из зала в коридор, а затем после представления ведущего, согласно жребию каждая команда выходит на наш импровизированный танцпол и представляет себя. Самое главное и сложное, а для жюри самое интересное – это то, что ни одна команда не знает под какую музыку ей придется выходить, необходимо быстро сориентироваться собраться и сотворить что – то оригинальное.
Итак поехали (пока команды готовятся ведущий зачитывает интересные факты).
Команды выходят. И ведущий начинает их объявлять согласно жеребьевке. Звучит музыка. Жюри оценивает форму одежды, оригинальность представления, музыкальность, сплоченность команд.
Конкурс 3. "Синхронный танец"
Расположившись по периметру зала, команды выстраиваются таким образом, чтобы с одной стороны их команда представляла собой единое целое, а с другой так, чтобы каждому из членов команды было видно, какое движение выполняют остальные ребята, а главное, как двигается лидер. Ведь условием задания является повторение танцевальных движений за лидером. Такого эффекта проще всего добиться, расположившись в виде шеренгового строя (в три или две шеренги).
Критерии оценки: слаженность действий, быстрота реагирования на смену движений в команде, синхронность, а также сложность движений.
Ведущий оговаривает важное условие конкурса по его команде «Смена лидера» лидер который задает команде темп меняется местами с любым членом своей команды. Один и тот же игрок становиться лидером не может дважды.
Музыка при смене лидера так же быстро и остро меняется.
Конкурс 4. Танцевальный паровоз.
Все команды сооружают паровозики и начинают двигаться под музыку по всему залу. Главное условие – это выполнять команды ведущего. Итак поехали
- паровозики гудят
- паровозики едут только вправо
- только влево
- боком
- прыжками
- Паровозики едут спиной вперед
- паровозики едут подняв руки вверх
- паровозики танцуют
- вагончики сильно топают
- паровозики едут в гору
- паровозики едут, согнув колени
- останавливаются и начинают танцевать на месте
Конкурс 5. узнай танец
Включается музыка, команды слушают музыку и исполняют отрывки танцев. Важно узнать популярные танцы и передать их особенности, стили, запоминающиеся движения. Названия танцев:
Барыня
Цыганочка
Лезгинка
Восточный
музыка сменяется быстро
Жюри оценивает точность исполнения танцев, разнообразие танцевальных движений. Дружное, массовое исполнение и синхронность.
Конкурс 6. Фигурное исполнение.
Звучит музыка, каждая команда танцует в своем секторе.
Ведущий предупреждает, что по его команде необходимо, продолжая танцевать всем членам команды изобразить, то, что называет ведущий.
- Квадрат
– овал
– треугольник
- буква А
- буква О
- буква Х
- слово МИР
- солнце
- звезду
- грусть
Конкурс 7 "Перетанцовка лидеров"
Участники - лидеры команд. Музыкальное оформление конкурса - попурри из различных жанров: рэп, ча-ча-ча, диско, рок-н-рол и т.д.
Победа в соревновании обеспечена тому лидеру, который сможет проявить достаточную гибкость для того, чтобы перестраиваться в непрерывно меняющихся ритмах.
Жюри обращает внимание на артистичность и профессионализм в исполнении участниками различных жанров
Конкурс 8 «В мире животных»
Команды вытягивают карточки с названиями животных. Звучит музыка ведущий вызывает на танцпол сначала по очередно то одних животных, то других, затем можно вызывать парами и тройками. В конце конкурса уместно вызвать всех животных заявленных в конкурсе.
командам необходимо станцевать так, как бы это сделали животные, название которых они вытянули
- слоны
- черепахи
- олени
- кенгуру
- зайцы
- орлы
- обезьяны
Конкурс 9. Танец роботов
Танцуем как роботы.
Звучит музыка, жюри оценивает оригинальность и синхронность.
Конкурс 10 «Танцуют части тела»
Звучит музыка, каждая команда танцует в своем секторе, только теми частями тела, которые обозначает ведущий.
- танцует человек
- танцуют только руки
- ноги
- плечи
- колени
- голова
- волосы
- глаза
- локти
- уши
- брови
- пятки
- весь человек
- только мозг
- весь человек
- только сердце
Конкурс 11 Финальный танец
Всем командам вместе предлагается станцевать в кругу. Музыка звучит знакомая, но быстро меняющаяся. За этот конкурс каждая команда получает шарики.
Ведущий, чтобы дать командам перевести дыхание, между конкурсами зачитывает интересные исторические факты.
После каждого конкурса жюри называет самую оригинальную команду и вручает шарики. После завершения игровых конкурсов звучит музыка. Жюри подводит итоги, команды танцуют. Затем проводится награждение.
Тема урока «Казахстан – наш общий дом»
Ценность: праведное поведение
Качества: ответственность и патриотизм, ценностное отношение к Родине,
Цель : расширять представления о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.
Задача:
1) способствовать развитию гражданственности и казахстанского патриотизма, углублять гражданское понимание национальной идентичности;
2) развивать чувство общего дома и приверженность государственным ценностям Казахстана;
3) воспитывать уважительное отношение к символам своей страны, к ее истории, традициям, своим согражданам.
Основные понятия: Родина, независимость, национальное единство, мир и согласие, светское общество, высокая духовность, экономический рост, Общество Всеобщего Труда, общность истории, культуры и языка, национальная безопасность, вечные ценности.
Методическое обеспечение: ауди-записи «Япур-ай» группа «Улытау», «Туған жер» Р№ Рымбаева; видео-ролики «Мой Казахстан», «Вот настоящий Казахстан», «Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева»; раздаточный материал (текст Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, карточки-облака, таблица); материалы для конструирования, аудио-легенда «Запах полыни» в изложении Ч. Айтматова.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Ход занятия:
Позитивный настрой. Круг радости(звучит музыка)
Педагог: Сегодня наш Круг Радости мы посвящаем нашей Родине – Республике Казахстан. Мы все любим нашу страну, гордимся ею, воспеваем ее в стихах и песнях.(видео-ролик)
Смотрю на небо голубое: (Обращаем взор вверх)
Там высоко парит орёл, (Одну руку прикладываем ко лбу)
Восходит солнце золотое,
Над птицей - будто ореол. (Разводим руками снизу тянясь к верху)
До боли мне знакомо это,
Видение сквозь пики гор. (Руки прикладываем к сердцу (к груди))
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор. (Правой рукой выполняем элемент национального танца)
Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан. (Руки на уровне груди, обращены ладонями вверх и разводятся в стороны – все берутся за руки)
Пусть же всегда хранит свободу.
Наш суверенный Казахстан! (Все вместе поднимают руки вверх)
Позитивное высказывание (цитата)
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Согласны вы с ним или нет? Почему?
- Какая ценность является основой высказывания?
( ответы учащихся)
Педагог: Какие прекрасные слова, сердце ликует от радости. А чему ваше сердце радуется? (Высказывания учащихся)
Педагог: Все это обеспечивает наша Родина – независимая Республика Казахстан. На пути к обретению независимости наша страна проделала долгий и сложный путь. Но благодаря усилиям нашего Президента Н.А. Назарбаева и единению, сплочению народа эта мечта осуществилась. И сегодня наша Родина одна из самых сильных держав, крепко стоящая на ногах и устремленная в светлое будущее.
Педагог: Желаю вам быть истинными патриотами нашей Родины –Республики Казахстан! А как вы думаете, что такое Родина? (высказывания учащихся)
Педагог: Замечательные слова. Действительно понимание Родины у каждого человека свое – неповторимое. Родина – как много в этом слове: перед мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Казахские степи, расстилающиеся ковром ковыля. Запах горькой полыни.
Рассказывание истории ( беседа)
Притча
«Запах полыни»
Когда-то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбину. Прошло время, джи¬гит стал забывать вскормившую его землю, своих ро¬дителей. Он привык к чужой стране и в конце концов благодаря своему терпению, мудрости и силе воли стал тамошним властителем.
Пролетели годы, властитель постарел, и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванной в далеком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой им беспечной поре детства, о тех безоблачных днях, когда мальчишкой собирал он в родной степи тюльпаны. Слезы навернулись ему на глаза, и сердце больно сжалось от переполнившей его невыносимой тоски по Родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине: ни вожделенный для многих престол, ни слава, ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов.
Ч. Айтматов
Вопросы для обсуждения:
Педагог: 1. Почему всевластный правитель бросил все и отправился на Родину?
2.Какие воспоминания о Родине могут быть у человека, когда он вдали от нее? Приведите примеры.
3.Какие чувства вызывают у вас родные места, слово «Родина»? (ответы учащихся)
Педагог: Родина - это не просто место, где родился человек. Родина дает человеку силы, особое мироощущение, становится опорой на протяжении всей жизни. У каждого человека в душе живет чувство Родины, которое укрепляет духовные силы и помогает справиться с невзгодами.
Педагог: Какие прекрасные слова, сердце ликует от радости. А чему ваше сердце радуется? (Высказывания учащихся)
Педагог: Желаю вам быть истинными патриотами нашей Родины –Республики Казахстан! А как вы думаете, что такое Родина? (высказывания учащихся)
Педагог: Замечательные слова. Действительно понимание Родины у каждого человека свое – неповторимое. Родина – как много в этом слове: перед мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Казахские степи, расстилающиеся ковром ковыля. Запах горькой полыни.
Творческая деятельность, групповая работа
Педагог: Предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы для решения ситуаций-проб.
Группа 1: Ситуация-проба «Родина одна»
Вы – знаменитость, мастер-специалист, но вас не устраивают материальные условия (низкая зарплата, плохие жилищные условия). После очередного заграничного турне вам предлагают переехать жить и работать в престижном месте за границей, с хорошей оплатой, виллой, автомашиной. Но гражданство надо менять.
Социально-приемлемые позиции: • человек имеет право выбрать место жительства • ответственность за близких людей • высокая оплата труда лучше низкой • Родина у человека одна • патриотизм • интернационализм.
Ваше решение? (ответы учащихся)
Группа 2. Ситуация-проба «Беженцы»
У вашей семьи большая квартира (каждый имеет свою комнату). В одно прекрасное время мама приводит в дом беженцев (они с Кавказа) – чужую женщину с ребёнком – вашим ровесником, пожить временно.
Социально-приемлемые позиции: • милосердие, альтруизм, сострадание • стремление помочь людям • интернационализм.
Какова будет ваша реакция? (ответы учащихся)
Анализ групповой работы.
Упражнение
Педагог: Казахстан часто называли и продолжают называть лабораторией дружбы народов, планетой дружбы, единой многонациональной семьей. Стремление к человеческому согласию живет в крови каждого народа, но особенно оно развито у казахстанцев. Древняя земля казахов во все времена щедро излучала тепло, которое согревало всех, кого волею судьбы забрасывало в степные края. Единство народа - главное достояние нашего государства, в котором в мире и согласии проживают представители 150 этносов.
А как вы думаете, что является основой дружбы представителей разных культур в составе единого казахстанского народа? (ответы учащихся)
Конечно, именно эти понятия, эти ценности помогают казахстанцам жить в мире, согласии и дружбе.
А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Сила – в единстве». Сейчас я произнесла очень важную фразу: «Сила народа – в его единстве».Давайте задумаемся, что такое сила народа? А что такое единство народа?(ответы учащихся)
Педагог:Я предлагаю вам разделиться на группы по 3 участника. Заведите левую руку за спину. Сейчас вы должны будете всей командой сложить самолет. Выполнять это задание вы будете только правой рукой. Ваша главная задача заключается в том, чтобы как можно быстрее и аккуратнее сложить самолет.(учащиеся выполняют задание)
Вопросы для обсуждения:
Педагог: 1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. Скажите, может ли человек одной рукой быстро сложить самолет?
3. А почему вам всё-таки удалось это сделать?(ответы учащихся)
Педагог: Действительно, когда мы вместе, то мы – мощная и созидательная сила. Когда мы вместе, можем сделать то, что невозможно сделать человеку в одиночку.
Групповое пение
песня « Казахстан»
GINEX - КАЗАХСТАН (ТЕКСТ ПЕСНИ)
Куплет: Здравствуй родина,здравствуй,здравствуй родной Казахстан Вот прошло немного время,я вернулся снова к вам 9 лет назад перешагнув последний раз порог Дома своего но забыть его не как не смог Я очень рад быть снова здесь,я очень рад быть снова с вами Я скучаю по рыбалке и соскучился по бане Вижу это место где провожали нас с тобой Но я не понимал зачем ведь тогда я был малой Зато сейчас я понимаю почему все плакали Ведь теперь я тоже вырос но уже всё позади Сейчас время настоящее смотрю на вещи по другому И печаль в моих глазах подхожу к родному дому Моя семья меня ждёт уже на стол всё накрыто И пацаны во дворе стаканы,водка налита Сегодня встречу друзей,старых и с ними напьюся И громко крикну в толпу паацаны я вернулсяя
Припев:2 раза Казахстан,Казахстан это моя родина Казахстан,Казахстан на родине свободен я Да я покинул тебя,да я ушёл от тебя Но ты остался в душе я не забуду тебя
2 Куплет:Som Я снова здесь меня так долго не было дома Я прохожу по улице всё так до боли знакомо И вижу дом в котором вырос и родился Ну что же стало с ним,он сильно изменился Передо мной плывут картины мне становится жалко Жалко то что было раньше но не вернуть всё обратно Меня не каждый поймёт.Поймут лишь те кто знает Кто пережил разлуку с близкими те понимают Я знаю многих кто говорит ну что там делать Здесь у меня есть всё Германия вот это тема Но я скажу одно свобода это главное брат Немцы в лицо улыбнулись а за спиною ты враг да ладно всё сегодня пью я снова с вами Меня встречают с пузырём и пакетом шмали Поднимем тост за встречу пацаны Я обещал что я вернусь сдержал слова свои Припев:2 раза
Задание на дом.
Составить коллаж на тему «Казахстан – наш общий дом» и текст публичного обращения к соотечественникам, в котором необходимо отразить главные принципы взаимоотношений между людьми одной Родины и их основные обязательства друг перед другом и страной.
Заключительная минута тишины
Учитель: закройте глаза, представьте себя нашу большую и красивую Родину, почувствуйте ее величие и силу. Пошлите ей свою любовь и тепло, Ощутите свою ответственность за ее будущее! Спасибо всем за работу, до встречи на следующем уроке.