kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие "учитель - ученик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические особенности младшего школьника. Центральные новообразованиия младшего школьного возраста. Кризис семи лет. Тревожность. Ложь. Детская агрессивность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«взаимодействие "учитель - ученик"»

7



Семинар

Дата проведения 15.12. 16.

Тема: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

План:

  1. Психологические особенности младшего школьника

  2. Практическая часть: работа в группах

а) тревожность

б) ложь

в) агрессивность

  1. Рефлексия

1. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называют вершиной детства.

Ученик открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

И сегодня, на нашем семинаре мы поразмышляем

на тему «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВВЗАИМОДЕЙСТВИЯ».

А именно: акцентируем внимание на общих закономерностях построения конструктивного общения учитель-ученик;


«В свете современных знаний

школьная система
должна считаться
провалившейся, если она может

заставить детей учиться

только путем угроз.»


Р. Скиннер




Психологические особенности возраста:



Слайд №


Младшему школьнику присуща:

1. ) Осмысленная эмоциональная впечатлительность. . В этом возрасте наряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы – сложные чувства унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Ученик поэтому постепенно утрачивает детскую непосредственность. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков.

2) Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Возникает отношение зависимости и подчинения новым правилам жизни: выполнение домашнего задания, соблюдение режима дня, ужесточение требований к ученику. Он начинает сравнивать себя с другими, прислушиваться к оценкам окружающих, что может приводить и к его неудовлетворенности собой.


Обухова Людмила  Филипповна : Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Слайд

1. В этом возрасте происходит появление такого важного новообразования как произвольная регуляция коммуникативного поведения;

В связи с развитием произвольности. происходит утрата детской непосредственности. Ученик становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Он впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

2. Планирование результатов действия и рефлексия. Ученик способен оценить свой поступок. Он уже может побороть в себе желания. Происходит подчинение нормам социума.

3. Впервые происходит осознание учеником своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции. Формирование целостного отношения к окружающему и самому себе.

Если переход к новому положению своевременно не наступает, то у ученика возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период.

Слайд


Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:


-качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

-рефлексия, анализ, внутренний план действий;

-развитие нового познавательного отношения к действительности;

-ориентация на группу сверстников.


Период называют кризисным. Почему?

-  Период связан с возникновением ощущения  потребности личностного роста  и, как следствие, желания   занять позицию ученика.

Причина  кризиса 7 лет состоит в том, что ученик перерос

ту систему отношений, в которую он включен.

Однако, Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в:

  • особенностях поведения,

  • организация деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.


Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов
В младшем школьном возрасте ученик становится: - более трудновоспитуемым, чем раньше.

Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является условием правильного формирования психического мира человека, воспитания основ нравственного поведения.

СЛАЙДЫ 3 х п Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия (правило «трех П») Понимание – принятие – признание



2. Практическая часть:

Предлагаем рассмотреть основные причины трудностей ребенка, с которыми сталкивается учитель.


  1. Тревожность

Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности, когда потеют ладони, сердце замирает, а неотвязное ощущение:"Надо что-то делать и срочно!" не дает усидеть на месте. Но что именно делать , чего опасаться, от чего бежать - мы не знаем.

Тревога - страх неизвестно чего. Немецкий философ Пауль Тилих писал, что тревога - реакция на угрозу небытия. Боязнь чего-то, не имеющего ни названия, ни четкого облика, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего "я".

Слайд № Школьная тревожность – это один из видов эмоционального неблагополучия, причины которого связаны с теми аспектами жизни ученика, которые имеют непосредственное отношение к школе. -термин "школьная фобия"



* К чему ведет тревожность?

Слайд №

- страх перед посещением школы;

- страх опоздания в школу;

- страх оказаться непринятым в коллективе;

- страх оценки;

- боязнь учителя;

- соответствие коллективным стандартам;

- соответствие нормам поведения;

- заикания

    1. Демонстрация педагогических ситуаций. Как их решить?


    1. Работа в группах :


Слайд

- страх перед посещением школы;

- страх опоздания в школу

- страх оценки,

- боязнь учителя,

- отвечать у доски

- страх оказаться непринятым в коллективе,

- соответствие коллективным стандартам,

- соответствие правилам,

- соответствие нормам поведения,

- заикания

Все еще встречаются семьи, в которых детей открыто унижают, бьют, насилуют.

Работники ОУ должны обращать внимание и на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему. Это синяки, царапины, эмоциональное угнетение

В такой семье ученик, скорее всего, окажется агрессивным (скрытая агрессия). Ученик эмоционально отстранится от учителя. Начнет искать дружбу, эмоциональную близость на стороне


Понять – принять – признать - ваши действия



Слайд


  1. Ложь - Намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация

Видеофрагмент Видеоролик «Денискины рассказы»

Вопрос для аудитории: Каковы причины лжи учеников в данной ситуации?


Теперь выйдем на нашу проблему, которую мы с вами сейчас обсудим и найдем ее оптимальное решение


Детская ложь в младшем школьном возрасте встречается достаточно часто.

Слайд № ? Причины детской лжи:

- намеренное решение ввести в заблуждение;

- ложь как стремление избежать наказания;

- ложь как стремление добыть нечто, чего иначе не получишь;

- ложь как стремление избежать страха унижения;.

- ложь для предотвращения вмешательства в личную

жизнь.


    1. Вспомните из вашей практики ситуации детской лжи


(правило ≪трех П≫)

Понять – принять – признать - ваши действия





  1. Детская агрессивность


Слайд

Демонстрация картинок-эмоций.

Вопрос для аудитории: Какие эмоции выражают лица детей?


Достаточно часто в этом возрасте встречаются признаки агрессивности в поведении детей. Взрослые жалуются на то, что ученик ломает игрушки, дерется, кусается, говорит плохие слова, может проявлять агрессию и в отношении других людей. Следует отметить, что агрессия в истинном смысле этого слова встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста крайне редко.



Для формирования такой уверенности в общении с учениками взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия (правило ≪трех П≫)2.


(правило ≪трех П≫)

Понять – принять – признать - ваши действия

Слайд


3.3.Демонстрация ситуации проявления агрессии ученика. Как ее решить?

Проявления агрессии свойственны многим людям в разных формах.


Работа в группах

  • Вопрос для аудитории: Каковы возможные причины агрессии ученика Ромы?


Слайд

    1. В качестве причин проявления детской агрессивности, как правило, рассматривают следующие:


- агрессивное поведение самих взрослых

- насилие

- недостаточное проявление любви к ребенку (родители, неполная семья);

- протест против действий, запретов взрослых;

- отсутствие коммуникативных навыков;

- способ самореализации, самоутверждаемости,


  1. Подводим к правилам 3 –х «П» хороши для анализа

Слайд




  1. Рисунок – что теперь для меня младший школьник? Как мне его понять, принять, м.б. полюбить????

  2. Распаковка понятия: автор А.В. Сиденко. Знакомство с методикой.

Слайд



  1. ВЫВОД: Вывод: Если уважаешь, то найдешь выход. От понимания к взаимодействию и принятию решений.

Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях учитель - ученик является:


- чувство безопасности и понимания

- их безусловное принятие со стороны учителя,

- признание личности, благодаря которому ученик может чувствовать, что его не только понимают, но и уважают.


Понять – принять – признать

Рассмотренные выше правила построения конструктивного общения являются универсальными и могут быть использованы при взаимодействии с учениками различного возраста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
взаимодействие "учитель - ученик"

Автор: Романова Ольга Борисовна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "статья "Средства педагогического взаимодействия учителя и ученика  на уроке" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-sriedstva-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchienika-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "126660"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415204309"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "«Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика» "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "191757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427365470"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса  в общеобразовательной школе. "
    ["seo_title"] => string(121) "vzaimodieistviie-uchitielia-loghopieda-s-uchastnikami-piedaghoghichieskogho-protsiessa-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169069"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423335042"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения» "
    ["seo_title"] => string(145) "doklad-vzaimodieistviie-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia-i-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-orghanizatsii-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "239867"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444892663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства