«Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей». Семинар для педагогов
«Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей». Семинар для педагогов
«Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть слабым и рассеянным. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить выглядят нечеткими и размытыми».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей». Семинар для педагогов»
Семинар для педагогов на тему
«Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»
Прежде, чем начать семинар я расскажу вам одну индусскую притчу.
Махараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком и не прольет ни капли. Многие ходили, и по дороге их окликали, пугали, отвлекали и они проливали. «Это не министры»,- говорил махараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Стреляйте»,- крикнул повелитель. Стреляли, но и это не помогло. «Это министр»,- сказал махараджа. «Ты слышал крики?», - спросили его. «Нет». «Ты видел, как тебя пугали?». «Нет, я смотрел на молоко». « Ты слышал выстрелы?» «Нет, я смотрел на молоко».
О чем идет речь в этой притче?
Сегодня мы будем говорить о внимании.
В чем же заключается сущность внимания?
Очень хорошо ее показывают Вачков И. и Битянова М. в книге «Я и мой внутренний мир».
«Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть слабым и рассеянным. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить выглядят нечеткими и размытыми».
Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.
Внимание, в отличие от других компонентов познавательной деятельности: памяти, мышления, речи – не имеет своего «продукта». Качественно – количественная оценка внимания может быть произведена лишь через продуктивность памяти, речемыслительной деятельности, восприятия. Внимание – тот процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности.
Для того, чтобы мы обратили внимание на какой – либо объект надо, чтобы он нас чем – то «зацепил».
Наше внимание избирательно. Мы всегда уделяем в окружающей обстановке большее внимание чему – либо одному, в ущерб остальному. Чему – зависит от ситуации.
В зависимости от наличия или отсутствия сознательной цели человека сосредоточить свое внимание на чем – либо выделяют соответственно произвольное и непроизвольное внимание.
Внимание, появляющееся без специальных усилий, называется непроизвольным. Оно возникает из–за раздражителей, которые для нас значимы и эмоционально привлекательны.
Произвольным внимание становится, когда человек им управляет.
Как вы думаете, если бы наше внимание всегда было произвольным, хорошо бы нам было?
Непроизвольное внимание нам необходимо, чтобы ориентироваться во внешнем мире.
Послепроизвольное внимание возникает тогда, когда деятельность, которая вначале требовала усилий становится затем интересной и увлекает нас.
В целом складывается как бы двухуровневая система: нижний слой – непроизвольное внимание (скорее как процесс, а не высшая психическая функция) и верхний слой – истинно произвольное внимание со всеми своими характеристиками.
Свойства внимания.
Распределение – способность выполнять несколько дел одновременно, но при условии если все они (за исключением одного) доведены до автоматизма.
Переключаемость – способность преднамеренно переключаться с одного дела на другое.
Отвлекаемость – человек переносит внимание с одного объекта на другой вопреки своему сознательному намерению.
Устойчивость – способность длительно сосредотачиваться на объекте или деятельности.
Концентрация – данное свойство определяет, насколько сильно мы сосредотачиваемся на объекте.
Объем – свойство зависит от количества объектов, которые могут быть охвачены вниманием человека одновременно.
Избирательность – выделение из поступающей информации той, которая нужна человеку в данный момент.
Между объемом и концентрацией существует соотношение: чем выше концентрация, тем меньше объем.
Функции внимания.
1.Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.
2.Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент.
3.Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одной и той же информации или виде деятельности.
Особенности развития внимания у детей.
Первоначально у младенцев внимание выступает как реакция сосредоточения. К 3 –м годам ребенок уже может распределять внимание по 2 –м признакам. Вначале в собственной деятельности (как бы непроизвольно): слушать сказку и одновременно классифицировать какие – либо предметы камушки, цветочки и т. п.
Развитие речи позволяет ребенку самостоятельно ставить перед собой (произвольно) не только игровые, но и «достиженческие» задачи - допрыгать на одной ножке до двери, попасть камушком в яму или забор. Такая деятельность уже свидетельствует о формировании произвольных форм поведения.
Созревание регуляторных механизмов деятельности сказывается на поведении ребенка – он уже может «отсрочить» импульсивную эмоциональную реакцию до прихода мамы, дать сдачи не сразу, а когда мама или воспитатель отвернется и т. п.
Эти изменения в развитии регуляторной сферы в целом не могут не сказаться на параметрах внимания, которые по достижению 3,5-4 лет становятся все более опосредованными, т. е. регулируемы с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов, и соответственно оценены с помощью диагностических приемов и методик.
В возрасте 4 – 4,5 лет нормативно ребенок способен не только к удерживанию инструкции на протяжении выполнения классификации карточек по какому – либо признаку (цвету или форме), - т. е. к произвольной и внимательной деятельности, но и к произвольному переключению внимания на другие признаки.
После 4,5 лет ребенок уже может произвольно распределять внимание по 2 –м признакам одновременно. Например, читать наизусть хорошо известное стихотворение и раскладывать карточки, скажем по цвету.
Ближе к 6,5 годам ребенок в норме легко произвольно переключает внимание и может произвольно распределять его при работе с 3.-мя признаками одновременно (например, на корректурных пробах).
Рассматривание таблицы «Внимание» в презентации.
Нарушения внимания у детей.
Причины. Часто встречающиеся повреждения нервной системы (это и неблагоприятная экология, и плохое здоровье матери – патологии беременности и родов). Вредоносное влияние алкогольных напитков, которые употребляются матерью во время беременности.
Виды нарушений.
Сейчас очень широко распространен гипердинамический синдром с нарушением активного внимания. Чаще он встречается у мальчиков. У девочек эта патология встречается реже.
Гиперактивность проявляется в двигательной расторможенности, неусидчивости, непоседливости, импульсивности.
Такие дети не могут играть в тихие игры, часто чрезвычайно говорливы, перебивают других или встревают в чужие разговоры. Они забывчивы, нередко такие дети не слышат, когда к ним обращаются, или отвечают на вопрос, не дослушав его.
Другое, достаточно распространенное нарушение – церебрастенический синдром. Эта патология проявляется в двух вариантах.
Астенический. Основное его проявление – повышенная утомляемость или истощаемость ребенка при психических нагрузках. Ребенок становится вялым, малоподвижным, он бледнеет, старается прилечь.
По гипердинамическому типу. Когда на фоне усталости ребенок становится перевозбужденным, двигательно расторможенным. Про таких говорят: «Завелся». Он не может остановиться пока дело не дойдет до скандала. И в первом и во втором случае страдает внимание ребенка.
Кроме того, существуют и поведенческие особенности ребенка, которые должны насторожить взрослых. Речь идет о неадекватных эмоциональных проявлениях: постоянно повышенное или пониженное настроение, повышенная возбудимость, беспричинная обидчивость, апатичность, холодность, безучастность. Должно обеспокоить наличие страха, тревоги, странных высказываний, нарушение психического созревания с отставанием или диспропорциональным развитием. Должна быть обязательная консультация врача.
Демонстрация игр, которые можно использовать для развития внимания у детей.