kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Причины неуспеваемости школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум 

(для учителей и воспитателей школ с нарушениями слуха)

«Причины неуспеваемости учащихся»

Обсудим проблему школьной неуспеваемости. Я уверена, что вы все знааете причины, из-за которых ученики отстают от своих сверстников. Просто вы не анализировали причины и последствия.(Сначала обратите внимание на доску, прочитайте слова. Потом я скажу для чего я их написала. Слова: школа, ворота, дерево, дорога, светофор, бензин, киоск, деньги,  книга, учитель)

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотива-ция детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики.Поднимите руки те классные руководители, в чьих классах есть неуспевающие ученики. Почему вы считаете, что они неуспевающие?

  • Плохо запоминают учебный материал – слабая память.
  • Пишет постоянно с ошибками.
  • Не умеет прибавлять и отнимать – не усвоил приемы сложения и вычитания.
  • Не знает значения слов.
  • Не умеет анализировать и обобщать.
  • Не умеет составлять предложения.
  • Не понимает смысл прочитанного и т.д.

Когда же начинают дети отставать от своих сверстников? Какие применять формы и методы работы, чтобы предупредить неуспеваемость? Надо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная фраза: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому явлению, как неуспеваемость. Наша задача обнаружить первые признаки неуспеваемости, проанализировать и предложить действенные меры.

  Давайте вернемся к вопросу: «По каким причинам дети с нарушениями слуха усваивают учебный материал плохо?» Как вы думаете?

Например: Шынғыс, Егор, Ерик, Нуршат, уч-ся подготов-х классов – все ли дети до школы проходили подготовку, Аяла и др.

  Причины:

  1. У ребенка интеллектуальная недостаточность;
  2.  ЗПР (задержка в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти);
  3. Абсолютно неподготовленными приходят дети в школу и трудно адаптируются к новым условиям, к учебному труду;
  4. Очень слабое здоровье, из-за чего низкая работоспособность;
  5. Гиперактивность с дефицитом внимания;
  6. Нарушения ЦНС (не выдерживает эмоционального, нервного напряжения, трудно переключает внимание с одного вида деятельности  на другой, неустойчив по отношению к посторонным раздражителям );
  7. Часто пропускает уроки по семейным обстоятельствам;
  8. Неправильное воспитание в семье (Дети, которым позволяют дома все, для которых нет понятия «надо», а есть только «хочу». Они не подчиняются правилам, не хотят заниматься);
  9. Лень. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.
  10. Еще 1 причина кроется в учителе. Учебную мотивацию формирует учитель, заинтересовывая учащихся. Интерес к учебе пропадает у ученика после неудачных ответов, оцененных отрицательно, если учитель вспыльчивый и несдержанный, если педагог не учитывает темп работы ребенка, объясняет неинтересно, а иногда объяснение сводится к  простому списыванию материала с доски или с учебника.

 Причины мы выяснили.

А как помочь ребенку, если он не справляется с учебной нагрузкой? Рекомендации: (безусловно должен быть индивидуальный подход)
 1) На уроках используйте игровые приемы и упражнения, активизирующие интерес детей. Сделайте серьёзное обучение занимательным, не наполняйте детей знаниями, а зажигайте. Тогда учиться интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

 2) Поддерживайте детей психологически. Создавайте ситуацию успеха. Давайте сначала посильные задания и хвалите даже за маленький успех. Постепенно усложняйте задания.(Н-р,  «5-й лишний». Слабому поэтапно)

3) Не допускайте механического заучивания материала без его понимания.

 Не давайте заучивать правила до того, как вы объясните, закрепите на примерах, многократно разбирая с учениками. Нужно, чтобы с опорой на правило ученики комментировали выполнение задания. Только потом давайте учить правило, хотя многократно комментируя, ученики непроизвольно запомнят его сами.

4) На уроках используйте прием «Работа в парах». Так как слабый ученик прикреплен к сильному, то сильный помогает слабому. Причём, когда возникает проблемная ситуация, то сначала говорит слабый, а потом сильный учащийся дополняет то, что не смог вспомнить и ответить слабый.

5) Во внеурочное время используйте различные графические задания, серии сюжетных картинок, настольно-печатные игры, головоломки, пазлы, конструкторы.
6) В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, необходимы частые перерывы, заполненные либо активными   движениями, либо релаксацией. Учеными выявлена зависимость развития головного мозга от движения.

7) Для облегчения работы учеников используйте карточки–образцы, карточки-алгоритмы, схемы-опоры, (для малышей - картинные словари)Ученики пусть используют их до тех пор, пока сами не почувствуют, что могут обходиться без них.

Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Поэтому решая проблемы ребенка, не забывайте, что это и семейные проблемы, привлекайтеродителей к участию в учебной деятельности своих детей.
Каких детей больше – одаренных или неуспевающих?

Оказывается, что неуспевающих детей  гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого (доктора педагогических наук):

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников (например - Жалғас). Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий. Вы имеете уникальную возможность избавить ребёнка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития.

А теперь вернемся к тем словам, которые мы читали сначале семинара. Кто помнит? (.) У вас во-первых, не было мотива, поэтому вы не все запомнили, во вторых, слова не были связаны логически. Если я вам скажу, что вы должны выйти из школы, дойти до «Даулета» купить там книгу и принести учителю, вы сразу вспомните те слова. Заучивание без предварительной логической обработки материала не дает результата.

Иногда педагоги жалуются, что у такого-то ученика подготовительного класса вообще нет памяти (Я не имею в виду этот год). Сейчас я вам предоставлю возможность запомнить вот что. Это иероглифы. Запомните  и напишите на ватмане. Как вы думаете, почему их сложно запомнить? Во-первых, потому что мы не знаем, как они произносятся, поэтому мы не можем опираться на слух. Во-вторых мы впервые с ними сталкиваемся. Малыши тоже пока не умеют произносить звуки в словах, не слышат своего голоса многие. А если мы сначала в игровой форме будем составлять слова из букв разрезной азбуки по образцу, затем по памяти из букв, затем по образцу спишем слова, затем по памяти напишем слова, то на 10-ый раз ребенок запомнит это слово. А если мы не пройдем с ними все этапы, поставим на целый день в угол или посадим за парты, чтобы выучили слова, то будьте уверены, это не поможет. Время потратите зря и убьете в ребенке желание учиться.  Для детей это всего лишь набор букв. Еще один пример. Какой набор букв легче запомнить: РНИВСТЕУИТЕ или УНИВЕРСИТЕТ ? Для детей, которые раньше не слышали  слово УНИВЕРСИТЕТ в обеих случаях это будет всего лишь набор букв. Сейчас вы чуточку побывали в шкуре наших детей. Я прошу вас, прежде чем подавать учебный материал, постарайтесь облегчить его для восприятия и осмысления детьми.

 В заключение я хочу прочитать одну статью про Томаса Эдисона

Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах:   «Ваш сын гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста учите его сами».  Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери, он стал одним из величайших гениев  своего века».

Я думаю, это письмо заставляет задуматься. Не торопитесь  давать детям определение «Он необучаемый».

Помогла ли вам сегодняшняя информация? Трудно было слушать или время быстро прошло? Почему не задумывались? Потому что вы активно работали сами. Какой отсюда вывод?  Если дети на уроках активно думают, то учиться им легко!

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Причины неуспеваемости школьников"»



Семинар-практикум

(для учителей и воспитателей школ с нарушениями слуха)

«Причины неуспеваемости учащихся»

Обсудим проблему школьной неуспеваемости. Я уверена, что вы все знааете причины, из-за которых ученики отстают от своих сверстников. Просто вы не анализировали причины и последствия.(Сначала обратите внимание на доску, прочитайте слова. Потом я скажу для чего я их написала. Слова: школа, ворота, дерево, дорога, светофор, бензин, киоск, деньги, книга, учитель)

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотива-ция детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики.Поднимите руки те классные руководители, в чьих классах есть неуспевающие ученики. Почему вы считаете, что они неуспевающие?

  • Плохо запоминают учебный материал – слабая память.

  • Пишет постоянно с ошибками.

  • Не умеет прибавлять и отнимать – не усвоил приемы сложения и вычитания.

  • Не знает значения слов.

  • Не умеет анализировать и обобщать.

  • Не умеет составлять предложения.

  • Не понимает смысл прочитанного и т.д.

Когда же начинают дети отставать от своих сверстников? Какие применять формы и методы работы, чтобы предупредить неуспеваемость? Надо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная фраза: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому явлению, как неуспеваемость. Наша задача обнаружить первые признаки неуспеваемости, проанализировать и предложить действенные меры.

Давайте вернемся к вопросу: «По каким причинам дети с нарушениями слуха усваивают учебный материал плохо?» Как вы думаете?

Например: Шынғыс, Егор, Ерик, Нуршат, уч-ся подготов-х классов – все ли дети до школы проходили подготовку, Аяла и др.

Причины:

  1. У ребенка интеллектуальная недостаточность;

  2. ЗПР (задержка в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти);

  3. Абсолютно неподготовленными приходят дети в школу и трудно адаптируются к новым условиям, к учебному труду;

  4. Очень слабое здоровье, из-за чего низкая работоспособность;

  5. Гиперактивность с дефицитом внимания;

  6. Нарушения ЦНС (не выдерживает эмоционального, нервного напряжения, трудно переключает внимание с одного вида деятельности на другой, неустойчив по отношению к посторонным раздражителям );











  1. Часто пропускает уроки по семейным обстоятельствам;

  2. Неправильное воспитание в семье (Дети, которым позволяют дома все, для которых нет понятия «надо», а есть только «хочу». Они не подчиняются правилам, не хотят заниматься);

  3. Лень. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.

  4. Еще 1 причина кроется в учителе. Учебную мотивацию формирует учитель, заинтересовывая учащихся. Интерес к учебе пропадает у ученика после неудачных ответов, оцененных отрицательно, если учитель вспыльчивый и несдержанный, если педагог не учитывает темп работы ребенка, объясняет неинтересно, а иногда объяснение сводится к простому списыванию материала с доски или с учебника.

Причины мы выяснили.

А как помочь ребенку, если он не справляется с учебной нагрузкой? Рекомендации: (безусловно должен быть индивидуальный подход)
1) На уроках используйте игровые приемы и упражнения, активизирующие интерес детей. Сделайте серьёзное обучение занимательным, не наполняйте детей знаниями, а зажигайте. Тогда учиться интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

2) Поддерживайте детей психологически. Создавайте ситуацию успеха. Давайте сначала посильные задания и хвалите даже за маленький успех. Постепенно усложняйте задания.(Н-р, «5-й лишний». Слабому поэтапно)

3) Не допускайте механического заучивания материала без его понимания.

Не давайте заучивать правила до того, как вы объясните, закрепите на примерах, многократно разбирая с учениками. Нужно, чтобы с опорой на правило ученики комментировали выполнение задания. Только потом давайте учить правило, хотя многократно комментируя, ученики непроизвольно запомнят его сами.

4) На уроках используйте прием «Работа в парах». Так как слабый ученик прикреплен к сильному, то сильный помогает слабому. Причём, когда возникает проблемная ситуация, то сначала говорит слабый, а потом сильный учащийся дополняет то, что не смог вспомнить и ответить слабый.

5) Во внеурочное время используйте различные графические задания, серии сюжетных картинок, настольно-печатные игры, головоломки, пазлы, конструкторы.
6) В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией. Учеными выявлена зависимость развития головного мозга от движения.

7) Для облегчения работы учеников используйте карточки–образцы, карточки-алгоритмы, схемы-опоры, (для малышей - картинные словари)Ученики пусть используют их до тех пор, пока сами не почувствуют, что могут обходиться без них.

Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Поэтому решая проблемы ребенка, не забывайте, что это и семейные проблемы, привлекайтеродителей к участию в учебной деятельности своих детей.
Каких детей больше – одаренных или неуспевающих?

Оказывается, что неуспевающих детей гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности.







Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого (доктора педагогических наук):

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников (например - Жалғас). Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий. Вы имеете уникальную возможность избавить ребёнка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития.

А теперь вернемся к тем словам, которые мы читали сначале семинара. Кто помнит? (...) У вас во-первых, не было мотива, поэтому вы не все запомнили, во вторых, слова не были связаны логически. Если я вам скажу, что вы должны выйти из школы, дойти до «Даулета» купить там книгу и принести учителю, вы сразу вспомните те слова. Заучивание без предварительной логической обработки материала не дает результата.

Иногда педагоги жалуются, что у такого-то ученика подготовительного класса вообще нет памяти (Я не имею в виду этот год). Сейчас я вам предоставлю возможность запомнить вот что. Это иероглифы. Запомните и напишите на ватмане. Как вы думаете, почему их сложно запомнить? Во-первых, потому что мы не знаем, как они произносятся, поэтому мы не можем опираться на слух. Во-вторых мы впервые с ними сталкиваемся. Малыши тоже пока не умеют произносить звуки в словах, не слышат своего голоса многие. А если мы сначала в игровой форме будем составлять слова из букв разрезной азбуки по образцу, затем по памяти из букв, затем по образцу спишем слова, затем по памяти напишем слова, то на 10-ый раз ребенок запомнит это слово. А если мы не пройдем с ними все этапы, поставим на целый день в угол или посадим за парты, чтобы выучили слова, то будьте уверены, это не поможет. Время потратите зря и убьете в ребенке желание учиться. Для детей это всего лишь набор букв. Еще один пример. Какой набор букв легче запомнить: РНИВСТЕУИТЕ или УНИВЕРСИТЕТ ? Для детей, которые раньше не слышали слово УНИВЕРСИТЕТ в обеих случаях это будет всего лишь набор букв. Сейчас вы чуточку побывали в шкуре наших детей. Я прошу вас, прежде чем подавать учебный материал, постарайтесь облегчить его для восприятия и осмысления детьми.

В заключение я хочу прочитать одну статью про Томаса Эдисона





















Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста учите его сами». Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери, он стал одним из величайших гениев своего века».

Я думаю, это письмо заставляет задуматься. Не торопитесь давать детям определение «Он необучаемый».

Помогла ли вам сегодняшняя информация? Трудно было слушать или время быстро прошло? Почему не задумывались? Потому что вы активно работали сами. Какой отсюда вывод? Если дети на уроках активно думают, то учиться им легко!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар "Причины неуспеваемости школьников"

Автор: Барашова Галия Жангалиевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Семинар «Психолого-педагогические условия, способствующие  преодолению неуспеваемости первоклассников»"
    ["seo_title"] => string(120) "sieminar-psikhologho-piedaghoghichieskiie-usloviia-sposobstvuiushchiie-prieodolieniiu-nieuspievaiemosti-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "260867"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449041406"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства