Просмотр содержимого документа
«Ведь без друзей на свете трудно жить»
ВЕДЬ БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ ТРУДНО ЖИТЬ...
занятие для опекунов и опекаемых
Необходимые средства:листки бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, шарф,
Цель: научить навыкам общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения и пониманию других людей.
1. Приветствие
Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени.
2. Разминка
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
Инструкция.Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, все должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления3. Работа по теме занятия
Как научиться радоваться
Пессимист: Как тоскливо. Один день похож на другой. Те же лица, те же события.
Оптимист: Разве один день похож на другой? Посмотри, сегодня дождик все умыл, воздух чистый, небо светлое. И на душе от этого светлее.
Пессимист: Я не могу радоваться небу и дождику, у меня столько забот!
Оптимист: Заботы уходят, если человек умеет радоваться. Солнцу и теплу, дождику и цветку.
Пессимист: Дождик ценишь в засуху, цветок — после долгой зимы. Когда все есть, это трудно ценить.
Оптимист: Жаль, что в семье тоже люди привыкают друг к другу и перестают замечать любовь и заботу.
Пессимист: Иногда забота близких очень надоедает.
Оптимист: А в детском доме дети мечтают хотя бы о капельке родительской любви.
Пессимист: Я же не в детском доме живу.
Оптимист: Неужели надо лишиться семьи, любви, здоровья, чтобы понять, как это дорого.
Пессимист: Я бы хотел понять это сейчас, но как?
(обсуждение)
Творческое задание «Мечта мастера»
Попросите детей подумать о заветных мечтах, которые могут быть у разных мастеров, например: у гончара, портного, столяра, художника и т.д. Затем дети вытягивают карточки с названиями разных профессий или ремесел и пишут о какой-либо заветной мечте представителя той или иной профессии.
После этого вместе с педагогом дети обсуждают, что произойдет, если мечты разных мастеров исполнятся.
Вопросы и задания для беседы:
В каких ситуациях человеку необходимо умение мечтать? Может ли умение мечтать помочь человеку в трудную минуту?
Были ли в вашей жизни случаи, когда умение мечтать помогало вам справиться с какой-либо нелегкой работой?
Кто, по-вашему мнению, более склонен к мечтам: женщины или мужчины, дети или взрослые?
Делитесь ли вы с кем-либо своими мечтами?
Стоит ли рассказывать о своих мечтах, пока они не исполнились?
Если у человека в течение многих лет так и не исполнилась заветная мечта, можно ли считать его мечту напрасной?
Некоторые люди считают мечты уходом от действительности? Что вы думаете об этом мнении?
Упражнение «Закончи предложение»
Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение, текст который написан на доске:
«Настоящий друг — это тот...»
«Друзья всегда...»
«Я могу дружить с такими людьми, которые...»
«Со мной можно дружить потому, что...» По желанию дети зачитывают ответы.
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не просто не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.
Упражнение «Сиамские близнецы);
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или лентой завязываются руки опекуна и опекаемого (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Участникам дают по одному фломастеру разного цвета. 3. нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Условие: рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тема рисунка «Дружба».
Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети свой рисунок, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Анализ упражнения:
Что было труднее всего?
Понравился ли вам ваш рисунок?
Что необходимо для сотрудничества?
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» — следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце.
Обсуждение:
Что такое — уважение к чувствам другого человека?
Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?
Рефлексия занятия.
Синквейн «Дружба-это…» (все пишут на листочках свои синквейны на заданную тему) Синквейн-короткое литературное произведение , характеризующее предмет (тему) , состоящее из 5 строк, которое пишется по определённому плану.1 строка- одно слово-существительное;2 строка- 2 слова-прилагательные; 3 строка-3 гллагола; 4 строка- четые слова -предложение,которое показывает отношение автора к теме; 5 строка-1 слово-ассоциация, которая выявляет суть темы, обычно существительное.