Тренинг для педагогов по профилактике синдрома выгорания "Люби себя"
Тренинг для педагогов по профилактике синдрома выгорания "Люби себя"
Цель: довести до сведения педагогов информацию об этике педагогического общения как необходимом условии предупреждения эмоционального сгорания учителя, ознакомить с простейшими приёмами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения.
Задачи: вооружить учителей знаниями, которые повышали бы его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами борьбы с жизненными невзгодами.
Французский философ XXI века М. Монтень писал : «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие». Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела.
Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными вёдрами. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя – Мастера?
Исследования показали, что «физическая и психо-эмоциональная нагрузки учителя многократно превышают предельно допустимые значения». По степени напряжённости стресс, который регулярно испытывает учитель, в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. у профессионалов, работающих с людьми и несущих большую ответственность. Нужно сказать, что учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьёзно (пусть даже неумышленно) навредить ученику. Известно, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. Но у взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию.
К сожалению, педагоги нередко переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям. Таким образом, психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов по профилактике синдрома выгорания "Люби себя" »
Тренинг для педагогов
«Люби себя»
(по профилактике эмоционального выгорания)
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение коллектива; профилактика профессионального сгорания педагогов.
Ход тренинга:
1. Приветствие
2. Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»
Вы перенеслись назад – во времена, когда всё стирали руками и вывешивали бельё сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
«О нет, это, вероятно, шутка. Это значит я должна ждать до завтра? Что же делать?»
«Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится»
«Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать»
«Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет»
1. «О нет, это, вероятно, шутка. Это значит, я должна ждать до завтра? Что же делать?» - уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.
2. «Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится» - уровень стресса: 50. Вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранить позитивное видение, даже когда всё идёт не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и всё будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать» - уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нём.
4. «Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет» - уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится всё больше. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрёте, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.
3. От чего устаёт современный учитель?
Работа учителя требует хорошего физического здоровья и выносливости нервной системы. От чего устаёт современный учитель?
Прежде всего, необходима постоянная концентрация психических сил. Работа по звонку, бережное отношение к каждой минуте урока напоминает конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости.
Монотонность педагогической работы сопровождается чувством неопределённости и порождает тревожность.
Постоянный контроль со стороны администрации, самоконтроль за качеством собственной работы, беспокойство от порой нереализованных целей урока, от недостаточного владения педагогическими технологиями и непродуктивное общение с детьми закрепляет чувство усталости и рождает раздражительность.
Увеличивают усталость циклы учебного года и связанные с ними организационные кампании. К тому же учителя мало хвалят, больше указывают на недостатки. Учитель – живой человек и его собственный организм подвержен влиянию биологических ритмов и нуждается в особом режиме жизнедеятельности, который не всегда выдерживается. Больной учитель срывает учебный процесс.
Таким образом, учитель постоянно находится под влиянием «спрессованного» времени и ритма. Он не замечает, как истощаются его жизненные силы.
Если предположить, что время активной ежесуточной жизни учителя занимает 18 часов, то из них на каждые 6 часов деятельности приходится 1 час, посвящённый себе – личному здоровью и отдыху.
Успешность реализации любой системы во многом зависит от мотивации задействованных в ней педагогов. Скажите загруженной работой и семейными проблемами учительнице, что сегодня после уроков психолог будет учить, как правильно жить, и гарантированно получите отрицательный результат.
К сожалению, педагоги нередко переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям. Таким образом, психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. И мы должны задуматься о психогигиене – системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.
Сегодня мы попытаемся научиться регулировать своё эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать негативные эмоции максимально быстро и с наименьшими усилиями. И отдохнём.
Размышления о хорошем и приятном
Упражнение «Ассоциации»
Играющие по очереди называют, с чем у них ассоциируются:
- встреча Нового года
- Уроки в школе
- Жаркий день
- План работы на год
- Однокомнатная квартира
- Дождливое утро
- путёвка в санаторий
- ужин, приготовленный мужем
Общение с приятными людьми
Игра «Мы похожи, мы отличаемся»
С помощью правильного сложения разрезанных пополам картинок выбираются пары. В течение 2 минут каждой паре необходимо найти у себя 5 сходных и 5 различных качеств. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и пр.
Чтение книг, журналов
Игра «Фраза по кругу»
Нужно прочесть предложенный текст с разными интонациями, с чувством: вопросительно, весело, торжественно, злобно, шёпотом, испуганно, удивлённо, безразлично, ласково, торопясь, громко, грустно.
Арт – терапия
Групповое рисование
Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернётся к хозяину.
Двигательная активность
Игра «Посмотри и угадай»
Участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая её никому. Изображает то, что написано на карточке с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это может быть
Варианты ситуаций:
- Директор разговаривает по телефону
- Учитель ругает учеников в классе
- Человек обжёгся о горячий утюг
- У девушки сломался каблук
- Человека обрызгала машина
- Человек купается в проруби
Смех, улыбка, юмор
Игра «Начало и конец рассказа»
Играющим даётся карточка, на которой написано начало и конец рассказа. Нужно придумать середину рассказа. Например: «Мама купила рыбу и принесла домой…….Поэтому вечером мы ужинали при свечах».
Похвала, комплименты
Игра «Телеграмма»
В заранее составленный текст телеграммы вставляются предложенные участниками прилагательные. Телеграмма зачитывается вслух.
«Сегодня мы собрались на наш…тренинг. Выглядим мы…и…Но если бы погода была сегодня…то мы бы были…,а может, даже…Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе…Пожелаем же всем всего…, а именно…здоровья,…успехов,…учеников».
4. Заключительная часть
Коллаж (виртуальное пожелание)
Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочерёдно вытягивают листочки с именами. Тому, чьё имя написано на листочке, делается подарок-пожелание. Дарить можно не только материальные блага, но и духовные. Делается это с помощью коллажа: из различных иллюстрированных журналов выбираются и вырезаются картинки, фотографии, соответствующие задуманному, и наклеиваются на чистый лист бумаги. В конце работы все высказывают друг другу позитивные пожелания и дарят подарки.
Закончить тренинг хочу мудрым изречением: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпение – принять то, что я не могу изменить; и ум – отличать одно от другого».