Просмотр содержимого документа
«ТРЕНИНГ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ» »
ТРЕНИНГ
«В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
(профилактика эмоционального выгорания у замещающих родителей)
Цель тренингового занятия:
-создание благоприятного психоэмоционального климата в принимающих семьях,
-формирование положительных установок в сознании родителей, способствующих коррекции родительского поведения.
Задачи:
-оптимизация внутрисемейных отношений;
-гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций принимающих родителей;
-формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Категории участников занятий: замещающие родители и члены их семей.
Основная форма организации занятий – групповая.
Ожидаемые результаты:
Замещающие родители осознают особенности конкретного ребенка-сироты, воспитывающегося в их семье.
Замещающие родители понимают необходимость выстраивания доверительных отношений с ребенком.
Замещающие родители способны:
- эффективно использовать собственный эмоциональный ресурс;
- развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
- выслушать и понять чувства и поведение приемного ребенка;
- позитивно общаться с окружающим миром.
1. РАЗМИНКА
Приветствие
Упражнение «Принятие другого».
Психолог: «Сядьте удобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте по очереди всех значимых для Вас людей – родителей, супруга, детей, друзей… Всех, кто Вам дорог. Скажите каждому из них: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя, какой ты есть, с положительными чертами и недостатками». Выделите среди значимых людей тех, которым Вы не могли сказать этого или Вам сложно было это сделать. Вспомните недостойных Вашей поддержки, у которых Вы не видите сильных сторон, которых Вы не можете принять целиком и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает Вам, какие требования Вы предъявляете к человеку, при каких условиях можете сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять его точку зрения: почему он критикует Вас или почему плохо к Вам относится? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете? Согласен ли он с ними?Теперь вернитесь на свое место и попробуйте искренне сказать «Я прощаю тебя за… и снимаю свои требования, которые мешают мне тебя любить. С этого момента я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя»».
- как Вы реагировали на это упражнение?
- всех ли значимых людей Вы принимаете такими, какие они есть?
Зарядка « Именно сегодня»
ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тематические опросники: «Оценка качеств человека» и «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке».
Психолог просит участников раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.
З. АУТОТРЕНИНГ
Пластический тренинг «Цветок».
Психолог: «Займите исходное положение: сядьте на корточки, голову нагните к коленям и обхватите их руками. Представьте себя маленьким семенем, которое пробивается через толщу земли. Напрягитесь, пока не распрямляясь. Почувствуйте в себе силы дляпреодоления тяжести земли. Чуть поднимите голову. Это появился росток. Потихоньку распрямляйте колени и спину. Поднимайтесь. Растите вверх. Медленно. Не спешите. Выбирайте все соки из земли для вашего роста. Растите сильным, крепким цветком. Поднимайтесь все выше и выше. Тянитесь к солнцу. Посмотрите вверх. Вот появился бутон цветка. Распрямляйтесь еще больше. Не изменяя положения, поднимите руки вверх. Вот и показались лепестки бутона. Глядя вверх, улыбнитесь. И наконец, ваш цветок расцвел. Потянитесь еще сильнее. Какой удивительно красивый цветок вы создали! Озарите улыбкой мир.
Но прошло лето, и наступила осень. Постепенно расслабляйтесь. Ваш цветок стал вянуть и засыхать. Постепенно опускайте руки. Опускайте плечи. Увяли и опали лепестки цветка. Медленно опускайте голову вниз. Опали листья. Сбросьте вниз руки. Подул холодный ветер, и вот под сильным его порывом упал и стебелек цветка. Опускайтесь на пол. Расслабьтесь так, как только можно. Несколько мгновений полежите, не шевелясь. Отдыхайте...»
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (5-10 мин.)
Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.
Ход упражнения: участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.
Опорный текст для выполнения упражнения:
Мои глаза закрываются.
Я успокаиваюсь.
Я расслабляюсь.
Я чувствую себя спокойно и легко.
Мое тело расслабляется.
С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется
Я спокоен.
Я расслаблен.
Мне спокойно, легко и приятно.
С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней