Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Навстречу друг другу"»
Тренинг с замещающими семьями «Навстречу друг другу»
Цель: эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
обучать способам позитивного общения детей и взрослых, совершенствовать их навыки;
развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие;
активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
способствовать эмоциональному контакту и взаимодействию родителя и ребенка;
содействовать в воспитании бережного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, сочувствия.
Оформление: плакат со стих. «Сила и слабость» (прилож.1) закреплен на стене.
1. Встреча участников под музыкальное сопровождение. (5 минут). Закрепление на груди бейджиков с именем.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята, я очень рада вас видеть. Встреча наша сегодня интересная и необычная и посвящена она игровому тренингу, который называется «Навстречу друг другу». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга. Сегодня хотелось, чтобы те, кто в обиде друг на друга, смогли бы примириться, а если вам трудно понять друг друга и это мешает вашему общению, то смогли бы посмотреть на ситуацию по-иному или поставить себя на место другого, одним словом пойти навстречу друг другу.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому нам необходимо принять правила группы на сегодня.
Правила тренинга: (5 минут)
1. Единая форма обращения друг к другу по имени
Для создания климата доверия в группе. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с участниками в группе.
3. «Я»- высказывание
Говорим только от своего имени и только лично кому-то. «Большинство людей считают, что…», «Некоторые из нас думают…» заменяем на «Я считаю, что…», «Я думаю…».
4. Искренность в общении
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.
5.Один в эфире.Один говорит. Другие не перебивают.
И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам:
Психолог: - Предлагаю всем присутствующим семьям встать в паре напротив друг друга.
1. Упражнение - приветствие «Друг к дружке». (5 минут)
Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы,развитие невербальных средств общения.
- Все мы, и взрослые, и дети ежедневно приветствуем друг друга. Как? Какими словами, фразами? («Привет», «Доброе утро» и т.д.). Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным образом, без слов, таким способом, который я вам назову. Начинаем:
-ладошка к ладошке;
- спина к спине;
- коленка к коленке;
-лоб ко лбу;
- плечо к плечу;
- нос к носу;
- локоть к локтю;
- палец к пальцу;
- пятка к пятке;
- кулак к кулаку
и крепкое объятие.
Психолог: - Для нашей дальнейшей работы предлагаюпознакомиться поближе.
Упражнение «Паутинка» (15 мин)
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
- У меня в руках клубочек пряжи. Мы будем передавать его друг другу (не обязательно по кругу), пока он не побывает в руках каждого участника. У кого окажется клубок, должен назвать свое имя и рассказать немного, представить того человека, с которым пришел (взрослый представляет ребенка и наоборот).
Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок. Наводящие вопросы, например:
Какая твоя мама (бабушка)?
Какие вместе дела любите делать?
Что она любит делать?
Что ей нравится, что ей не нравится?
Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?” (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.)
Психолог: - В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Психолог: - Сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внутренний и внешний. Дети должны сесть в центр круга спинами друг к другу. Перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый.
Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон с записью спокойной музыки.
- Сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включить спокойную музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера.
- Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо).
- А теперь – поборитесь, поссорьтесь…
- И снова помиритесь, пожалейте, попросите прощения.
- Выразите радость, пожелайте удачи.
- А теперь – поблагодарите и попрощайтесь.
Психолог: - Прошу ребят снять повязки и предлагаю всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.
Обсуждение:
- Что было легко, что сложно?
- Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
- Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
- Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? (Эмоционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения).
Психолог: - В нашей жизни есть много, казалось бы простых вещей, которые помогают в общении друг с другом, например ласковое и доброе слово (Доброе слово и кошке приятно). А иногда не нужны слова, можно и выразить свою любовь и уважение хорошим поступком или достаточно прикосновения, телесного контакта. Это нам всем необходимо в любом возрасте, будь то ребенок или взрослый.
И следующее упражнение
4.Упражнение «Передай одним словом»
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Психолог: - Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Психолог: - Так же, в общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.
5.Притча "Небольшая разница"( 5 минуты)
Один восточный властелин увидел страшный сон,
Будто у него выпали один за другим все зубы.
В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. слайд
Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе радостную весть –
ты переживешь всех своих родных. слайд
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.
Психолог: - Сейчас вы будете работать в парах: родитель – ребенок.
6. Рисунок «Наш дом» ( работа в парах)
- Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но есть важное ПРАВИЛО: вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
III. Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты) Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение мы предлагаем представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо вам за участие.