kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Навстречу друг другу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания и навыки поведения, полученные в процессе освоения программы, помогут человеку, вступающему в большую жизнь, правильно относиться к её трудностям и опасностям, сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, приобрести осознанную жизненную позицию. В предложенной программе используются групповые и игровые формы и методы обучения - дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации), «мозговой штурм»; просмотр компьюторных презентаций; игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игры – энергизаторы); обучение практикой действия (упражнения, тренинги).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа навстречу друг другу»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 25

с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ 25 с

УИОП им. В.А.Малышева»

___________ В.В.Вахнин

«___» __________ 2013 г.






ПРОГРАММА


«Навстречу друг другу»

(Психология межличностных отношений)

(для учащихся 7- 9 классов)








Социальный педагог Торопова В.Я.











г. Сыктывкар

2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие, только зарождается как самостоятельное направление исследований, хотя и выступает приоритетной задачей психологической практики. Однако важно отметить, что исследования в области социальной и педагогической психологии последних десятилетий с завидным постоянством обращаются к проблеме образовательной среды как фактора психологического благополучия/ неблагополучия учащихся, педагогов, родителей, социума в широком смысле. В большинстве зарубежных исследованиях образовательная среда оценивается термином «эффективность школы» как социальной системы. Согласно исследованиям психологов, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой. По этой причине целесообразно проводить именно групповые занятия. Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В. И. Слободчикова, который вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение.

Актуальность разработки данной программы заключается в деятельностном подходе к проблеме, когда ответственность за создание психологически безопасной среды ложится не только на администрацию образовательного учреждения, педагогов и родителей, но и на самого школьника. Знания и навыки поведения, полученные в процессе освоения программы, помогут человеку, вступающему в большую жизнь, правильно относиться к её трудностям и опасностям, сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, приобрести осознанную жизненную позицию.

В предложенной программе используются групповые и игровые формы и методы обучения - дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации), «мозговой штурм»; просмотр компьюторных презентаций; игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игры – энергизаторы); обучение практикой действия (упражнения, тренинги).

Используемые технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение

  • деятельностный подход в обучении;

  • использование интерактивных возможностей ИКТ,

  • групповые технологии,

  • игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).


Цель: психологическое просвещение и профилактика дезадаптивного поведения, активизация внутренних ресурсов учащихся, оказание подросткам психологической поддержки (профилактика суицидального поведения школьников), формирование здорового образа жизни и принятие правильных решений.

Задачи:

- способствовать созданию атмосферы доверия и поддержки,

- активизировать процесс самопознания,

- создать условия для совершенствования навыков конструктивного

взаимодействия, анализа ситуаций, мотивов, интересов и поступков людей,

- помочь активизировать внутренние ресурсы учащихся,

- познакомить с базовыми приемами саморегуляции эмоционального

состояния и релаксации.


Принципы построения программы:

- объединение усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы и

учреждения дополнительного образования в лице социального педагога,

- единство и взаимосвязь психологических и педагогических методов и

технологий,

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и

развитии личности подростка,

- учет возрастных и личностных особенностей учащихся,

- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной

помощи и поддержки.

Программа «Навстречу друг другу» рассчитана на 35 часов. Занятие проводится один раз в неделю в группе по 10-12 человек. Возраст обучающихся по программе: 13-15 лет.


Формы и методы работы.


Основные формы и методы работы: тестирование, рассказ, беседа, ролевые игры, тренинговые упражнения, групповые дискуссии, творческие конкурсы, методы арт-терапии, сказкотерапии.




Показатели эффективности работы по программе:


- отзывы подростков, обучающихся по программе, их родителей, педагогов по окончании курса,

- результаты тестирования (сравнение результатов в начале и в конце учебного года).


Предполагаемые результаты:


- подростки замечают улучшение отношений с окружающими, могут строить более гармоничные взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами,

- имеют более высокий (в сравнении с первоначальным) уровень психологических знаний, более четкую и осознанную жизненную позицию,

- владеют приемами саморегуляции эмоционального состояния,

- могут создать адекватную самооценку, при необходимости – повысить самоуважение и уверенность в себе, правильно относиться к трудностям и опасностям жизни.


Принципы организации занятий по программе:


  • Добровольность участия.

  • Самодиагностика. В содержании занятий предусматриваются не только тесты, но и упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.

  • Положительный характер обратной связи. Выражение благодарности всем участникам.

  • Неконкурентный характер отношений.

  • Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер участников.


Методическое обеспечение.


Место проведения занятий: специально оборудованный кабинет со столами и зоной для свободного перемещения ( кабинет 314).

Оснащение: школьная доска, раздаточный материал, тесты, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, ручки, записи классической и релаксационной музыки, мультимедийная установка.









УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема занятия

Цель, задачи

План занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Тема: «Знакомство», «Правила».

  • Познакомиться с учащимися.

  • Создать групповые нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.

  • Освоить приёмы активного стиля общения.

  • Приветствие.

  • Упражнение «Знакомство».

  • Правила работы в группе.

  • Анкета.

  • Упражнение «Хлопки».

1

Я-концепция.

1.Создание положительной мотивации к предстоящим урокам.

2.Способствовать самоанализу участников.

3.Прояснение Я-концепции.

1.Упражнение «Приветствие».

2. Игра « Салат».

3. Обсуждение

«Что такое Я».

4.Упражнение

« Я –это …» « Какой я?».

5.Лекция

«Реальное, идеальное, зеркальное Я».

6. Работа подростков с таблицей.

7. Упражнение « Моё Я»

8.Выводы.


1

Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

1. Познакомить подростков с понятием

« характер».

2.Осознать собственные качества характера.

1.Приветствие ведущего.

2. Игра «Стоп – кадр»

3.Упражнение «Я дарю»

4. Беседа «Что такое характер».

5. Упражнение

«Азбука характера».

6.Сказка о «деревьях – характерах».

7.Типы характеров и особенности их проявления.

1

Понятие о темпераменте

1. Знакомство с типами темперамента.

2.Определение типа темперамента.

1.Приветствие.

2. Игра «Абракадабра».

3.Лекция

«Типы темпераментов».

4. Тест: «Какой у меня темперамент».

6. Выводы.

2

Какой я на самом деле? Занятие-исследование.

  • Осознание собственной жизненной философии

  • Знакомство с тремя типами конституции человека.

1.Приветствие ведущего.

2. Игра-активатор «Счет до 10».

3. Беседа «Моя жизненная философия»

4. Арт-терапевтическое упражнение «Дорога»

5. Упражнение-исследование «Какой я на самом деле» (Конституция личности)

6.Итоговый круг «Интересное – полезное»


2

Тренинг активизации внутренних ресурсов.




1.Поиск внутренних ресурсов и расширение знаний о себе.

2.Активизация творческих способностей личности.

1.Приветствие ведущего.

2. Игра-активатор «Путаница ».

3. Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй себя»

4. Упражнения: «Возможно», «Что это?»

5.Итоговый круг «Интересное – полезное»


1

7.

Моя индивидуальность (уверенное, неуверенное и агрессивное поведение)

1.Знакомство с понятиями «неуверенное», «агрессивное» поведение и способами их преодоления.

2.Сформировать представление о качествах зрелой личности.

1.Приветствие ведущего.

2.Игра-активатор «Зеркало».

3. Групповое обсуждение «Кто такой уверенный человек?»

4. Беседа «Три энергии, которые управляют миром»

5. Итоговый круг «Интересное – полезное»

1

8.

Межличностное взаимопонимание.

1. Актуализация опыта понимания окружающих.

2. Поиск способов расположения людей к себе.

1.Приветствие.

2.Упражение «Молекулы».

3.Беседа «Наши индивидуальные особенности».

4.Упражение «Когда меня понимают»

5.Упражение «Круг взаимопонимания».

6.Упражнение для групповой работы «Спички».

7.Дискуссия «Помощь».

8. Упражнение «Строим дом».

9.Рефлексия.

10. Ритуал прощания.

2

9

Конфликты в нашей жизни.

1.Расширение представлений о природе конфликта и способах его разрешения.

2.Развитие навыков эффективного бесконфликтного общения.


1.Приветствие.

2. Игра-активатор «Кто я?»

3. Виды конфликтов. Природа конфликтов.

4. Обсуждение: Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

5. Упражнение «Я-сообщение».

6.Итоговый круг «Интересное – полезное»

2

10

Любовь, обида и другие сильные чувства.

1.Дать представление о том, что такое чувства и эмоции.

2.Знакомство с правилами создания гармоничных взаимоотношений

1. Приветствие.

2. Упражнение «Слепой и поводырь».

3. Диалог-исследование «Что такое любовь?»

4. Способы справляться с обидой.

5. Упражнение «Мир чувств»

6. Упражнение «Незаконченное предложение».

7.Упражнение «Моя полянка».

8.Игровое задание.

9.Подведение итогов.

2

11

Моя профессия.

1.Профориентационное тестирование.

2.Инвентаризация представлений о мире профессий.

1. Приветствие

2. Дискуссия: Что важно учесть при выборе профессии?

3. Тестирование

4. Арт-терапевтическое упражнение «Мой жизненный путь».

5. Обсуждение.

1

12.

Жизненные трудности человека на пороге взросления.

1.Познакомить с понятием «возрастной (нормативный) кризис»

2.Научить приемам самоанализа и рефлексии.


1.Приветствие.

2. Игра-активатор «Ветер дует…»

3. Беседа «Жизненные кризисы – этапы личностного развития»

4. Решение психологических задач-ситуаций. Дискуссия «Проблема одиночества»

5.Упражнение «Дерево дружбы»

6. Обратная связь.

2

13

Принятие решений. Алгоритм принятия решений.

1. Развитие навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Меняемся местами».

3.Упражнение «Ассоциации».

4.Упражнение

«По секрету».

5. Беседа «Первые шаги к цели».

6. Упражнение « Шаг к цели».

7. Памятка.

8.Упражнение

« Смятый лист».

9.Обсуждение.

1

14.

Управление стрессом.

1. Познакомиться с понятием «стресс».

2. Беседа «Как преодолеть барьеры мешающие полноценному самовыражению 3.Развитие стрессоустойчивости, создание позитивного эмоционального фона.

1.Приветствие.

2. Диалог-исследование.

3.Самоанализ.

4.Диагностика.

5. Упражнение «Чем полезен и чем может быть вреден стресс».

6. Упражнение «Выход из сложной ситуации».

7.Памятка.

8.Притча «Потеря».

9. Обсуждение.

1

15.

Психологическая готовность к экзаменам, самостоятельным работам, диагностике.

1.Способствовать профилактике стрессовых состояний.

2. Обучить навыкам саморегуляции эмоционального состояния.

1. Приветствие.

2. Обзор методов релаксации: самовнушение по Эмилю Куэ, аутотренинг по Генриху Шульцу , музыкотерапия, арт-терапия.

3. Практикум. Упражнения: «Штрих», «Луг-лес-река», «Полное дыхание», «Поза кучера», «Передача энергии», «Маяк». Упражнение по разотождествлению.

4. Обратная связь. Анкетирование.

1


16

Уверенность

1. Приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения.

2. Познакомиться с признаками уверенного и неуверенного поведения.

1.Приветствие.

2. Игра « Контакт глаз»

3.Упражнение

«Уверенность, неуверенность».

4.Беседа «Признаки уверенного/неуверенного поведения».

5. Упражнение « Нет».

6.Отработка навыков уверенного поведения.

7.Упражнение « Символ»

8.Упражнение

« Копилка».

9.Упражнение

«Мои ресурсы».

10.Обсуждение.

1


17

Подведение итогов. Тема: «Прощай».

1. Закрепление представления подростков о своей уникальности.

2. Обогащение позитивными образами личности.

3. Закрепление дружеских отношений.

1.Пиветствие.

2.Игра « Скрепки».

3.Анкета обратной связи.

4. «Письмо себе»

5. Играем в любимые игры и упражнения.

6. Притча.

7.Ритуал прощания.

1





ИТОГО

23

часов























Список литературы



  • Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.

  • Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

  • Грецов А. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2007.

  • Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

  • Евтихов О. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007.

  • Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.

  • Закон об образовании РФ.

  • Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского / В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.

  • Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004.

  • Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешакова В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008.

  • Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

  • Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007.

  • Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./Под ред. М.Р. Битяновой – СПб.: Питер, 2008.

  • Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006.

  • Тестирование детей / Автор-составитель В.Богомолов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

  • Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Навстречу друг другу"

Автор: Торопова Виктория Яновна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование дидактических материалов учащимися  для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» "
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-matierialov-uchashchimisia-dlia-riealizatsii-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "200166"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428741106"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа внеурочной деятельности "Навстречу друг другу""
    ["seo_title"] => string(59) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostinavstriechudrughdrughu1"
    ["file_id"] => string(6) "272395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451976958"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Внеурочная деятельность. Игры в летнем оздоровительном лагере" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-ighry-v-lietniem-ozdorovitiel-nom-laghierie"
    ["file_id"] => string(6) "104364"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402685617"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Правила безопасного поведения на дорогах"
    ["seo_title"] => string(42) "pravila_bezopasnogo_povedeniia_na_dorogakh"
    ["file_id"] => string(6) "522377"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1570860607"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства