kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговые упражнения при работе с группой риска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговые упражнения при работе с группой риска

1. Разминки

Задача разминочных упражнений — подравнять функциональ­ное состояние группы, которая только что собралась вместе, вве­сти участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им по­чувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поуба­вить пыл других, начать притирку каждого члена группы к груп­пе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое ко­личество разминочных упражнений определяется ведущим.

Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тре­нинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и не­обходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.

Обычно разминки представляют собой общегрупповое — ин­дивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемле­мое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требует­ся немного символики, изобразительности, виртуальности.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Существует огромное множество психогимнастических упраж­нений (Н.Ю.Хрящева и др). Опишем только два-три попроще и два-три посложнее.

«Рукопожатие»

Группа игроков произвольно делится ведущим на две пример­но равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Еще лучше, если у ведущего уже заготовлены два брос­ких общепонятных названия команд, типа «Команда забияк». «Молодые драчуны», «Львы» и «Пантеры» и т.д. Подгруппы ста­новятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здо­ровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это привет­ствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движут­ся навстречу друг другу.

Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариан­тов усложнения:

а) необходимо поздороваться левой рукой;

б) похлопать соперника по плечу;

в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необхо­димо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам.

Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и де­монстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение, естественно, заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных пози­циях.

«Наш камень в ваш огород»

Это упражнение можно проводить сразу после «Рукопожатия», когда подгруппы еще стоят друг против друга. Ведущий предлага­ет участникам своей подгруппы представить, что перед ними на­ходится «большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)». Он предлагает своей команде под­нять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонст­рируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей груп­пы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руко­водя «подниманием камня» и пр. «Кинув камень», он вместе с членами своей подгруппы побуждает «противников» ответить ка­ким-либо образом на свой вызов: «бросить» камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их ко­манды. Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий». Пусть их форму предложат сами участники игры.

«Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома разве­лось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый де­монстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

РАБОТА С МЯЧОМ

«Здравствуй!»

Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».

В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет ин­струкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».

«Комплименты»

Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнитель­ную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».

 

«Рекорд группы»

Тренер подсчитывает количество участников тренинга и пред­лагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уро­нить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко.

Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главноекидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали».

У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 се­кунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась это­го результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25 участников тренин­га перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кру­гу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обыч­но нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд:я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд».

Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное коли­чество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладо­ни. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, что­бы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому при­дется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро пе­редает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.

 

Упражнения на новый сенсорный опыт

Назначение упражнений этой группы — поставить человека (подростка, юношу, девушку) в ситуацию, в которой он заведо­мо вынужден будет столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом (опытом восприятия и ощущения), причем в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации, и затем побудить его поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после полу­чения от них обратной связи.

Сначала создаются благоприятные условия, чтобы участник тре­нинга более или менее произвольно, осознанно и добровольно совершил некоторое действие, связанное с новым сенсорным опытом (или по отношению к участнику были бы совершены дей­ствия, которые дадут ему новый опыт). Затем ему дается возмож­ность в максимально свободной атмосфере и форме рассказать, что он чувствовал (ощущал, переживал, видел, слышал, вообще что происходило) и получить обратную связь по поводу своих переживаний от других, хотя бы в форме рассказа об их опыте в такой же ситуации. Этот принцип лежит в основе практически всех упражнений психологического тренинга. В данной группе уп­ражнений он может быть наиболее выразителен и к тому же свя­зан именно с новыми сенсорными ощущениями.

Поскольку больше всего ощущений нам дает зрение, общим моментом большинства упражнений этого типа является выклю­чение зрения. Глаза или завязывают, или закрывают. Вторым прин­ципом конструирования упражнений этого типа является поиск модальностей, которые обычно находятся на периферии ориен­тировки человека в мире, и подбор упражнений именно на эти модальности. Речь идет о тактильных ощущениях, о запаховом ана­лизаторе, о вестибулярном аппарате и ощущениях и пр.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговые упражнения при работе с группой риска »

Педагог-психолог: Колесникова С.С.


Тренинговые упражнения при работе с группой риска

1. Разминки

Задача разминочных упражнений — подравнять функциональ­ное состояние группы, которая только что собралась вместе, вве­сти участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им по­чувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поуба­вить пыл других, начать притирку каждого члена группы к груп­пе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое ко­личество разминочных упражнений определяется ведущим.

Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тре­нинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и не­обходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.

Обычно разминки представляют собой общегрупповое — ин­дивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемле­мое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требует­ся немного символики, изобразительности, виртуальности.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Существует огромное множество психогимнастических упраж­нений (Н.Ю.Хрящева и др). Опишем только два-три попроще и два-три посложнее.

«Рукопожатие»

Группа игроков произвольно делится ведущим на две пример­но равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Еще лучше, если у ведущего уже заготовлены два брос­ких общепонятных названия команд, типа «Команда забияк». «Молодые драчуны», «Львы» и «Пантеры» и т.д. Подгруппы ста­новятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здо­ровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это привет­ствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движут­ся навстречу друг другу.

Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариан­тов усложнения:

а) необходимо поздороваться левой рукой;

б) похлопать соперника по плечу;

в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необхо­димо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам.

Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и де­монстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение, естественно, заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных пози­циях.

«Наш камень в ваш огород»

Это упражнение можно проводить сразу после «Рукопожатия», когда подгруппы еще стоят друг против друга. Ведущий предлага­ет участникам своей подгруппы представить, что перед ними на­ходится «большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)». Он предлагает своей команде под­нять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонст­рируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей груп­пы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руко­водя «подниманием камня» и пр. «Кинув камень», он вместе с членами своей подгруппы побуждает «противников» ответить ка­ким-либо образом на свой вызов: «бросить» камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их ко­манды. Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий». Пусть их форму предложат сами участники игры.

«Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома разве­лось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый де­монстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

РАБОТА С МЯЧОМ

«Здравствуй!»

Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».

В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет ин­струкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».

«Комплименты»

Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнитель­ную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».


«Рекорд группы»

Тренер подсчитывает количество участников тренинга и пред­лагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уро­нить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко.

Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главноекидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали».

У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 се­кунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась это­го результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25 участников тренин­га перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кру­гу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обыч­но нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд:я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд».

Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное коли­чество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладо­ни. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, что­бы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому при­дется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро пе­редает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.


Упражнения на новый сенсорный опыт

Назначение упражнений этой группы — поставить человека (подростка, юношу, девушку) в ситуацию, в которой он заведо­мо вынужден будет столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом (опытом восприятия и ощущения), причем в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации, и затем побудить его поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после полу­чения от них обратной связи.

Сначала создаются благоприятные условия, чтобы участник тре­нинга более или менее произвольно, осознанно и добровольно совершил некоторое действие, связанное с новым сенсорным опытом (или по отношению к участнику были бы совершены дей­ствия, которые дадут ему новый опыт). Затем ему дается возмож­ность в максимально свободной атмосфере и форме рассказать, что он чувствовал (ощущал, переживал, видел, слышал, вообще что происходило) и получить обратную связь по поводу своих переживаний от других, хотя бы в форме рассказа об их опыте в такой же ситуации. Этот принцип лежит в основе практически всех упражнений психологического тренинга. В данной группе уп­ражнений он может быть наиболее выразителен и к тому же свя­зан именно с новыми сенсорными ощущениями.

Поскольку больше всего ощущений нам дает зрение, общим моментом большинства упражнений этого типа является выклю­чение зрения. Глаза или завязывают, или закрывают. Вторым прин­ципом конструирования упражнений этого типа является поиск модальностей, которые обычно находятся на периферии ориен­тировки человека в мире, и подбор упражнений именно на эти модальности. Речь идет о тактильных ощущениях, о запаховом ана­лизаторе, о вестибулярном аппарате и ощущениях и пр.

«Слепой и поводырь»

Это центральное, «ядерное» упражнение данного типа. Группа разбивается на пары. Одному человеку из пары предлагается закрыть глаза и на протяжении примерно 5 минут представлять, что он слепой. Для младших подростков иногда по­является необходимость завязать глаза, но для более старших это совсем не обязательно. Каждому второму из пар также предлагает­ся как можно более реально представить, что перед ними слепые люди и что им необходима помощь. Предложите «поводырям» взять за руки своих подопечных — «слепых». После этого необходимо поставить игровую задачу. Это может быть задача:

а) познакомить «слепых» с комнатой, в которой находится группа, т.е. свободно поводить их по комнате;

б) не просто поводить, а максимально сориентировать «сле­пых» в комнате, сделать доступными для них все ключевые объек­ты комнаты, с которыми они могут столкнуться или каким-либо образом взаимодействовать (дверь, ее ручка, окно, форточки, ос­новные препятствия и соответственно основные проходы и тра­ектории движения, стол, стулья, вешалки, электроприборы, дру­гие необходимые вещи и предметы);

в) не ориентировать, а предлагать вещи и объекты для отгадывания — «Что это такое?». Например, предлагается предъявить каж­дому «слепому» десять произвольно выбранных предметов для опознания. Это могут быть личные вещи участников, сами эти Участники («Кто это?»), предметы из обстановки и оборудование комнаты и пр.

Таким образом, возможны три варианта выполнения упражне­ния: когда «слепой» и его «поводырь» в основном молчат, когда они общаются, но инициатором-рассказчиком является «поводырь», и когда они общаются, но «поводырь» уже не рассказыва­ет, а скорее загадывает «слепому» загадки.

После выполнения задания и небольшой паузы (для спонтан­ных реакций участников) ведущий побуждает бывших «слепых» рассказать о своих ощущениях в этой роли, об их переживаниях и наблюдениях. Как правило, выговориться предоставляется возмож­ность всем желающим, в том числе и «поводырям». Возможны дополнительные вопросы: «Не было ли вам страшно? Уверенно ли вы себя чувствовали? Довольны ли вы своим поводырем? Что было труднее всего отгадать?» и т. п.

После этого надо дать возможность «слепому» и «поводырю» поменяться ролями, т.е. испытать эти новые для зрячего челове­ка ощущения и наблюдения, а потом и всем членам группы. Причем во второй раз стоит давать и более сложные, более труд­ные задачи.

Это может быть задание, когда «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором находится тренинговая комната, и даже по лестнице подняться на другие этажи, походить там и только потом вернуться.

Здесь также необходимо дать возможность выговориться и «сле­пым» и «поводырям».

Наконец, возможен еще один вариант этого упражнения. Для его реализации необходимо большое свободное пространство — асфальтированный двор или большая школьная рекреация. «По­водырь» просто отпускает «слепого» в это большое пространство, сопровождая его по возможности бесшумно и полностью гаран­тируя безопасность (стены, лужи во дворе, ступеньки, уступки, острые навесы и пр.).

«Нож в масло»

Это самостоятельное упражнение, в котором используется тот же принцип выключения зрительного восприятия и необходимость быть внимательным к остальным своим ощущениям. Однако в этом случае новые ощущения заведомо должны прийти не из мира ве­щей, а из мира людей.

Для этой игры необходим один доброволец. Он становится в начале или напротив достаточно длинного и не очень широкого прохода, который можно организовать из двух рядов стульев или как-то иначе. Середину этого прохода занимают стоящие в нем участники группы. Они образуют что-то вроде плотной пробки в этом проходе. Во всяком случае, ведущий, который становится в центр этой плотной группы, призывает всех сплотиться и пред­стать для добровольца «как монолит». Одновременно ведущий не­громко инструктирует стоящих вокруг него: когда доброволец по команде ведущего пойдет «на группу», все должны в последний момент быстро и молча расступиться перед ним, сомкнувшись за ним опять. Добровольцу же ведущий громко говорит примерно следующее: «Посмотрите на группу. Вы видите перед собой плотный монолит из тел. Теперь закройте плотно глаза. Нацельтесь на мой голос. Нацелились? Теперь быстро и уверенно по моей команде идите на нас. Не думайте ни о чем, кроме своего желания сокру­шить этот монолит, протаранить его. Ничего не бойтесь. Приго­товьтесь. Внимание! Идите».

Самые первые попытки «идти на группу» могут быть не очень успешными: доброволец не знает, как быстро ему идти; группа еще не умеет быстро расходиться перед ним, чтобы он никого не задел. Но упражнение можно повторить, предложив добровольцу идти быстрее и увереннее. Да и группа быстро обучится своему маневру. Необходимо только отметить, что на ведущем лежит от­ветственность за то, чтобы самый «ретивый» доброволец, пройдя группу, не врезался в стену. В конце прохода можно поставить страхующего участника или же командовать добровольцу «Стоп!».

Можно придать упражнению характер испытания. Для этого несколько добровольцев предварительно покидают комнату, и для каждого следующего прогона упражнение сохраняет свою новиз­ну. Кстати, потом можно будет обсудить индивидуальные стили поведения добровольцев в этой новой для них ситуации.

Возможно и другое усложнение упражнения: после трех-четы­рех проходов добровольцев предлагается «протаранить» группу сра­зу двум добровольцам, плотно взявшимся за руки. В этом случае надо подумать о резервах пространства для расходящейся перед идущими группы.

Однако это усложнение возможно только после того, как пер­вые добровольцы не только пройдут сквозь группу, но и поделят­ся по возможности своими ощущениями от этого процесса. Эф­фект упражнения связан с эффектом сенсорного синтеза: испы­туемый настроился на привычное комплексное ощущение, кото­рое он обычно переживает, когда врезается в толпу людей. Но в ожидаемом месте траектории движения он не получает этого ощу­щения. Для неподготовленного человека это что-то вроде сенсор­ного шока. Он останавливается в недоумении и медленно идет Дальше. Вот про все это и должен рассказать испытуемый.

Вероятно, найдутся и те участники, которые вызвавшись доб­ровольцами и пойдя на группу, в последний момент замедлят ход, спасуют, поосторожничают. Их тем более стоит побудить рас­сказать, что они ощутили в этот момент. Не возбраняется и веду­щему принять участие в этом упражнении, но желательно не в числе первых, чтобы не задавать образец поведения. Это упражнение имеет и другую форму проведения. В модифицированном упражнении участвуют только два человека — тренер и доброволец. Они стоят друг против друга на расстоянии 4—5 метров. Доброволец закрывает или завязывает глаза. Тренер побуждает его нацелиться на голос и спокойным шагом «врезаться» в тренера. Одна­ко на самом деле тренер в самый последний момент бесшумно уходит в сторону. Именно после этого упражнения в самоотчете один из добровольцев-подростков сказал: «Я почувствовал, что вхожу в живое пространство. Здесь только что был человек. Оно еще густое...».

Чтобы возникло это чувство, тренер должен оставлять добро­вольцам, которые пожелают повторить упражнение, шанс вре­заться в человека. Установка на то, что можно врезаться в живого человека, должна все время сохраняться.

«Поднять и покрутить»

Это упражнение активизирует вестибулярный аппарат. В нем участвуют, как правило, только девушки. Тренер готовит крепкий стул и просит девушку, изъявившую желание испытать себя в интересном упражнении, крепко и глубоко сесть на этот стул и закрыть глаза. Одновременно он приглашает двух сильных юно­шей, которые бесшумно подходят к стулу, удобно берутся за него с двух сторон, мягко поднимают стул с девушкой и аккуратно крутят его несколько оборотов. Так же аккуратно стул ставится на землю. Затем девушку просят рассказать, что с ней происходило и что она чувствовала. Ощущения девушки связаны с тем, что она теряет опору, кружится со стулом, не знает, кто это делает, чув­ствует опасность слететь со стула, хочет, но не решается открыть глаза, переживает чувство «невесомости».

Если тренер угадал и на первые прогоны этого упражнения выбрал сензитивных, чувствительных девушек, группе достанутся восторженные отзывы. Это резко увеличит количество доброволь­цев, тренеру придется искать дополнительные пары юношей, чтобы «крутить девушек на стуле». На самом деле траектория воз­душного движения девушек на стуле может быть самой разной, включая даже траектории «американских горок», главное, что­бы девушка чувствовала себя на стуле надежно и достаточно ком­фортно.

Юноши не участвуют в этом упражнении, потому что для них есть более серьезное испытание — «Поднять парня, стоящего на стуле». Это упражнение граничит с типом упражнений на испыта­ния, и мы описываем его в соответствующем месте книги.

«Опознать на ощупь»

Это упражнение имеет множество модификаций. В его основу положен следующий принцип: подросток-доброволец знакомит­ся с группой от трех до пяти подростков. Затем доброволец закры­вает глаза, подростки меняются местами, и доброволец должен опознать их, используя только регламентируемую тренером сен­сорную информацию.

Чаще всего используются такие варианты этого упражнения - опознать по рукопожатию; ощупывая руками волосы; ощупывая руками плечи; ощупывая лбом и носом плечо и шею; ощупывая спиной спины стоящих подростков.

В хорошо «разогретых» группах я решаюсь даже дать вариант с ощупыванием партнера коленкой.

Наконец, как вариант этого упражнения проводится опозна­ние по запаху. Для этой модификации на стадии знакомства доб­роволец должен не столько зрительно познакомиться с группой подростков, сколько запечатлеть исходящие от них запахи. Для этого тренер подводит добровольца к каждому из опознаваемых и дает принюхаться к запаху в области шеи.

Хочется отметить, что последняя модификация значительно лучше выполняется девушками, они оказываются более внима­тельными к человеческим запахам, чем юноши. Тактильное же опознание очень индивидуально и в целом одинаково успешно для юношей и девушек.

Самостоятельным вариантом упражнения на опознание явля­ется игра, которую можно провести в небольшой группе. Она за­имствована из подростковой субкультуры. Участники сидят на сту­льях, установленных в круг. Тот, кто водит, завязывает глаза. Тре­нер раскручивает его, а в это время сидящие меняются местами. Тренер побуждает отгадывающего (водящего) найти, не трогая руками, чьи-то колени и присесть на них. Если только по коленям водящий не может отгадать человека, он имеет право попросить того, на чьих коленях он сидит, сказать короткое слово, напри­мер «мама». По этим двум признакам — коленям и слову «мама», водящий должен отгадать человека. Если отгадал, угаданный во­дит. Если не отгадал, тренер вертит водящего еще и еще раз.

Это типичная задача на использование нового сенсорного опы­та, хорошо преобразованная в детско-подростковую игру. В тре­нинге с подростками предпочтительно играть в эту игру уже пос­ле чая.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тренинговые упражнения при работе с группой риска

Автор: Колесникова Светлана Сергеевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ. "
    ["seo_title"] => string(65) "psikhologhichieskaia-pomoshch-vypusknikam-pri-podghotovkie-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "108638"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403787806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Месячник психологического здоровья учащихся в МБОУ "Кюсюрская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(83) "miesiachnik-psikhologhichieskogho-zdorov-ia-uchashchikhsia-v-mbou-kiusiurskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "162954"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422431019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Калейдоскоп профессий» "
    ["seo_title"] => string(23) "kalieidoskop-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "170381"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423554316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства