Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Какой Я, пойми меня"»
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних "Гармония"
Психолог С.В. Громова
Тренинг
"Какой я, пойми меня"
Цель: научить подростков осознавать собственные эмоции в ситуациях с агрессивными действиями.
Вводная часть
Упражнение "Невербальный привет"
Детям предлагается поздороваться друг с другом при помощи невербальных средств общения. После проведения упражнения психолог задает вопросы:
Используете ли вы в повседневной жизни невербальные средства для приветствия или прощания со своими друзьями? И как часто?
Испытывали ли вы трудности при выполнении этого упражнения?
Основная часть
Упражнение "Пересаживание"
Психолог начинает считать, на каждый счет дети пересаживаются вправо на один стул. При счете 5 или 6 психолог встает со спины у одного из ребят.
Затем обсуждается само упражнение. Подростки отвечают на следующие вопросы: Что вы чувствовали, когда пересаживались? А когда за спиной стоял психолог? Изменилось ли ваше внутреннее состояние в ходе упражнения?
Упражнение "Таблица чувств"
Подросткам предлагается заполнить "Таблицу чувств", поставив «+» в соответствующей колонке, в зависимости от частоты проявления данного чувства.
Чувства
Никогда
Иногда
Часто
1.Злость.
2.Удовольствие.
3. Гнев.
4. Радость.
5. Страх.
6. Испуг.
7. Стыд.
8. Нетерпение.
9. Огорчение.
10. Восторг.
Обсуждение: На сколько трудно было распознать эти чувства? Какие чувства чаще встречаются положительные или отрицательные?
Упражнение "Незаконченное предложение"
Психолог заранее раздает лист с незаконченными предложениями. Каждый из ребят по очереди продолжает предложение, по его выбору.
Примеры предложений:
Я сержусь…
Я люблю…
Я ненавижу…
Я доволен…
Я ликую…
Я мечтаю…и т.д.
Обсуждение: Какие предложения было легче закончить? Какие чувства встречаются чаще и как мы реагируем на их проявление?
Упражнения "Банка с проблемами"
В жизни каждого человека возникают такие ситуации, которые его раздражают и злят так, что хочется…
Допишите: Я больше всего злюсь, когда…
Психолог собирает у ребят листочки с предложениями и кладет в сосуд (банку), забирает на хранение – это будет банк проблемных ситуаций. Затем достает из сосуда один из листочков и обсуждает эту проблему.
Обсуждение: Трудно ли было наблюдать за собой? Какие чувства возникали часто, а какие нет? Каких больше «+» или «-»?Трудно ли было распознать чувства?
Заключительная часть
Рефлексия занятия:
Что понравилось на занятии?
С какими трудностями вы столкнулись или трудностей не было?
Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?
Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
Упражнение " Мне сегодня…"
Подростки рефлексируют это занятие продолжая фразу "Мне сегодня…".
Информация для психолога
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Обсуждение сообщения: Есть ли у вас знакомые, которого вы считаете агрессивным? В чем проявляется его агрессия? Какими еще чертами можно наделить агрессивного подростка?