Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Как победить стресс"»
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних "Гармония"
Психолог С.В. Громова
"Как победить стресс"
Цель: снятие эмоционально – психического и телесного напряжения; развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики.
Вводная часть.
Упражнение "Имя + качество".
Участники игры по порядку называют свое имя и одно качество, которое им нравится в себе, свое достоинство. Вариант выполнения упражнения – с использованием приема "снежный ком", когда перед называнием себя, участник повторяет имена и качества участников, произнесенные до него, а только затем свое имя и качество.
Упражнение "Приветствие инопланетян".
Затем участникам предлагается "особым образом" поприветствовать друг друга. Для этого все подростки выходят в пространство, образованное внутри столов, поставленных в форме квадрата и передвигаются в любых направлениях до того, как прозвучат слова ведущего. После слов ведущего, который определяет способ приветствия участниками друг друга, подросткам необходимо предложенным способом поздороваться со всеми участниками данной игры.
2.Основная часть.
Упражнение "Ассоциации к слову "СТРЕСС".
Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово "СТРЕСС" и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.
Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову "Стресс" негативно окрашены?
- Как для вас выглядит "Стресс"?
Упражнение "Конфетки - бараночки".
Участникам предлагается разделиться на две группы, по очереди рассчитываясь на "конфетки" и "бараночки" (по подобию как на первый и второй). В результате данного упражнения среди участников игры образуются две подгруппы для выполнения следующего задания.
Упражнение "Скульптура стресса".
Участникам образованных подгрупп предлагается занять в помещении место, отдаленное от другой подгруппы. Затем подростки обеих групп получают задание: с использованием всех участников своей подгруппы сделать одну скульптуру под названием "Стресс". После сигнала ведущего об окончании задания, одной из подгрупп предлагается показать свою скульптуру, а участникам другой группы дается задание:"Представьте, что вы пришли в музей скульптур, связанных с жизнью человека. Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете эту (сделанную другой подгруппой) скульптуру? Что вы понимаете, видя эту работу? Что в этой скульптуре кажется вам самым важным? "
Далее подгруппы меняются местами: одна - демонстрирует "скульптуру", а другая представляет себя в музее и обсуждает увиденное.
Беседа "Почему стресс - это плохо/вредно? "
Далее ведущий предлагает участникам подгрупп занять места рядом друг с другом и организовывает обсуждение по следующим вопросам:
- Что такое стресс?
- Какие эмоции и чувства за ним стоят?
- Откуда он берется? Почему появляется?
- Ваше отношение к стрессу?
- Стрессовые ситуации - это какие?
- Какие ситуации для вас стрессовые?
Мозговой штурм " Стресс - это плохо (хорошо), потому что…".
Далее участникам ранее образованных подгрупп предлагается выполнение следующего задания методом "мозгового штурма": найти "плюсы" (одной подгруппе) и "минусы" стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.
В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания.
Упражнение "Ладошка моего стресса".
Для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: "На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость - стрессовую для вас ситуацию". Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.
Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.
Упражнение "Мой ответ стрессу".
Для данного упражнения необходима "ладошка моего стресса"», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем "мой ответ стрессу", то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.
Мини-лекция "Эффективные приемы и техники борьбы со стрессом".
В результате мини-лекции участники игры знакомятся и проигрывают такие приемы преодоления стресса как: нормализация дыхания - прием антистрессового дыхания "4-4-6", дыхание животом, прием "Пушинка на носу", мышечные техники -прием "кулак - нога", визуализация - "ресурсный образ", "заполнение серебром и золотом", упражнение "вверх по радуге", рационализация - прием "предметы в аудитории",словесные действия - аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, голосовые техники (прием "а-у-о-ы-и-е"), плач и смех как способы снижения напряжения, прогулка на природе, посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку, покинуть помещение.
Упражнение "Мой способ".
Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу - самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.
Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.
Упражнение "Громкость телевизора".
С участниками игры проводится упражнение, направленное на снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса. Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Подросткам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук "А". Далее в течение 1 минуты подростки то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего.
Упражнение "Путаница".
Это упражнение используется в конце игры для ее завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет развивать сплочение классного коллектива. Описание: все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Обсуждение: "Всем вместе часто легче справляться со стрессовой ситуацией, чем по одиночке!"