kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как воспитывать гиперактивного ребёнка? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

1сл.

Этот ребёнок целыми дни проводит на детских площадках, расталкивая других детей, он вечно задевает предметы в доме и постоянно громко разговаривает, а также не стесняясь встревает в любые беседы, даже абсолютно неизвестных людей. Порой складывается впечатление, что такой ребёнок мог бы заменить вечный двигатель. Ещё его называют гиперактивным. Сегодня мы рассмотрим, как воспитывать и корректировать поведение таких ребят.

2сл.

1 Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

2 Как успокоить «вечный моторчик»?

3 Советы психолога

4 Гиперактивный ребёнок – Школа доктора Комаровского (видео)

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Вообще, в большинстве случаев гиперактивность корректируют благодаря различным психологическим и педагогическим приёмам, где главными «докторами» являются именно родители и педагоги. Успех лечения зависит непосредственно от правильного воспитания ребёнка и создания в микроклимате семьи и класса благоприятной для него обстановки. Безусловно, абсолютно все гиперактивные дети индивидуальны, но всё же существует несколько общих рекомендаций, которых должны придерживаться родители при воспитании таких детей.

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

3сл.Сейчас все чаще звучит этот диагноз.

3сл.Статистика говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

4сл.СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

5сл.На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием.

  • Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

  • Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.

  • И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия.

6сл.В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

7сл.Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

8сл.Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

9сл.Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

10сл.К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.(Сиротюк А.Л.,2003)



Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

По статистике (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию(нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. ), 61% - дискалькулию.( нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений..) Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

11слСреди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому , что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

- Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

- Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такие архаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.

- Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.

Причины возникновения органических нарушений

Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.

  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

  • Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.

  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

  • Угрозы выкидыша.

  • Хронические заболевания матери.

  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

  • Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

  • Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».

  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.

  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)

Эти минимальные деструкции и порождают то, что эволютивный генетически запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для каждого этажа созревания мозга свой возраст. То есть мы не достроили первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли на третий. Все силы уже там. А ниже не достроено все.

Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи.(Подхватилин Н.В.,2004)

Методы лечения СДВГ

В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ (Шевченко Ю.С., 2002г.):

Первый подход, распространенный за рубежом - это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход – нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:

  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.

При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.

 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Лекция

  1. Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции".

В 1980 г. Американской Ассоциацией Психиатров была разработана рабочая классификация, согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации данные синдромы объединены под одним названием "синдром дефицита внимания, гиперактивности". Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одно из наиболее часто встречающихся психических заболеваний у детей. Им страдают по одним данным от 3 до 5% детей, по другим исследованиям от 10 до 15%. У мальчиков СДВГ встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В среднем, в каждой группе есть, по крайней мере один учащийся, которому требуется лечение этого заболевания. Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают также около 5% взрослых. Около 60% детей, страдающих СДВГ, имеют проявление этого заболевания и во взрослом состоянии.

Симптомы СДВГ у разных больных могут различаться, но им всем в той или иной степени трудно контролировать уровень своей активности (гиперактивность), сдерживаться (импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). В случаях, когда активность в норме или низка, говорят только о синдроме дефицита внимания (СДВ). Гиперактивность, как правило, уменьшается с возрастом.

У детей, страдающих СДВГ, обычно проблемы и дома, и в школе , и, очень часто — в общении со сверстниками. Есть данные, что если оставить СДВГ без внимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только учебе и работе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит вклад в склонность к употреблению наркотиков и асоциальному поведению, повышает риск различных травм, такой учащийся опасен не только для окружающих, но и для себя.

Среди мальчиков СДВГ встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек, но у девочек СДВГ чаще проявляется невнимательностью, и, поскольку они, как правило, не ведут «подрывной деятельности» в группе, у них это заболевание чаще остается незамеченным.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — семейное заболевание. У каждого ребенка, страдающего СДВГ, обычно есть хотя бы один родственник с этой проблемой. По крайней мере у 1/3 мужчин, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, дети страдают тем же. Еще более явным доказательством того, что заболевание передается генетически, является тот факт, что если у одного из близнецов диагностируется СДВГ, то и у другого это заболевание обнаруживается почти в 100% случаев.

Нельзя с уверенностью утверждать, что в наше время СДВГ встречается чаще, но совершенно ясно, что количество диагнозов СДВГ за последнее десятилетие возросло. Частично это объясняется пристальным интересом к этой проблеме прессы, информированностью родителей и учителей, а также доступностью и эффективностью лечения. Некоторые эксперты считают, что диагноз СДВГ ставят слишком часто, другие — что слишком редко. Так что неизвестно, действительно ли число больных СДВГ возросло, и это требует изучения.

  1. Симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью протекает по-разному у различных больных, но всегда состоит из невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

  • Невнимательность.

Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-либо задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.

  • Гиперактивность.

Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Учащиеся, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в группе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.

  • Импульсивность.

Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

СВДГ может сопровождаться депрессией, тревожностью, нарушениями поведения и духом противоречия. Некоторые соматические заболевания имеют те же симптомы, что и СВДГ.

Родителям, имеющим детей с СДВГ, нужно рекомендовать обратиться к врачу, при любых проявлениях СДВГ. Тяжесть этого состояния иногда трудно оценить: родители должны убедиться, что у врача, к которому они обращаются, есть опыт диагностики и лечения СДВГ.

  1. Как диагностируется СДВГ? 12сл.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности. Многие проявления, подобные СДВГ, на самом деле являются просто этапами развития ребенка: в одном возрасте это нормально, в другом — нет. Более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого его сверстника. Часто СДВГ остается незамеченным до 1-го или 2-го класса, когда оказывается, что ребенок не соответствует школьным требованиям. Случается, что диагноз СДВГ ставят взрослому. Даже у взрослых СДВГ проявляется по-разному, в зависимости от особенностей личности больного.

Ребенку или подростку диагноз СДВГ ставится обычно после детального обсуждения симптомов с родителями (возможно, учителями) и самим больным и наблюдения за его поведением. Также собирается информация о возможных похожих проблемах у его родственников. Врач должен принять во внимание возможность других заболеваний, как соматических, так и психических. Специального теста для диагностики СДВГ, как и для большинства психических заболеваний, не существует. Часто предположения о возможном заболевании высказывают учителя.

Для оценки неврологического статуса и психологического состояния ребенка изучается его медицинская карта. Ребенку предлагается пройти серию обследований:

  • Осмотр и оценка его зрения, слуха, вербальных и моторных навыков. Если есть вероятность того, что гиперактивность вызвана другим заболеванием, назначают дополнительные исследования.

  • Оценка интеллекта, склонностей, черт характера, способности усваивать информацию. Для ребенка школьного возраста это могут сделать родители и учителя.

  • Консультация аллерголога, если есть подозрение на аллергию.

У взрослых диагноз СДВГ может быть поставлен только после тщательного клинического обследования.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания, гиперактивности". Кроме того, диагноз «синдрома дефицита внимания, гиперактивности» может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6- летнего возраста).

Диагноз «дефицита внимания» может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов.

13сл. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает то, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- часто забывчив.

Для диагностики «гиперактивности» необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.

14сл.Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

-гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

- не может играть в "тихие" игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит.

15сл. Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

- отвечает на вопрос, не выслушав его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговоры и игры других.

4. Психологическая коррекция.

Предпочтительна терапия поведения, особенно если психолог научит родителей специальным приемам, помогающим контролировать поведение ребенка. Часто и ребенка учат специальным техникам, помогающим ему учиться в школе. Другая прекрасная возможность — психотерапия, особенно если ребенок страдает низкой самооценкой.

Видео(врач Комаровский)

16сл.Вот рекомендации для родителей:

  • Общайтесь с другими родителями, столкнувшимися с той же проблемой.

  • Сделайте все возможное для повышения самооценки ребенка, ведь из- за дефицита внимания он может неправильно понимать указания и другую информацию, поэтому все вокруг беспрестанно его поправляют, он считает, что во всѐм виноват только он.

  • Сразу хвалите и награждайте за хорошее поведение.

  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины; если кто-то остается с ребенком в ваше отсутствие, убедитесь, что он следует вашим методам.

  • Задания должны быть простыми и конкретными («Почисть зубы, а теперь одевайся» — но не «Собирайся в школу»).

  • Поддерживайте ребенка во всем, в чем он силен, особенно в спорте и внешкольных занятиях.

  • Установите определенные правила, касающиеся режима, еды, сна, просмотра телепередач.

  • Не допускайте, чтобы уроки занимали все свободное время ребенка; играть и двигаться для него не менее важно.

  • В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, которые могут отвлекать его внимание.

  1. Прогноз

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления «синдрома дефицита внимания, гиперактивности» (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества. 1.Нарушения внимания

1. Ребѐнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.



II. Гиперактивность и импульсивность


Гиперактивность:

1. Ребѐнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своѐм месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведѐт себя как «perpetuum mobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.


Психический онтогенез

Диагностические критерии СВДГ

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях.

  • Ошибки по невнимательности.

  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь.

  • Неспособность доводить задания до конца.

  • Низкие организаторские способности.

  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.

  • Потери необходимых предметов при выполнении задания.

  • Отвлекаемость на посторонние раздражители.

  • 3абывчивость

Неспособность сосредоточиться на деталях.

Ребѐнок воспринимает и запоминает предмет в общем, не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни. Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат, испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такого невнимательного подхода к делу.




Ошибки по невнимательности.

Такого рода ошибки также известны как "беззаботные ошибки" и мы хорошо знаем как дорого такие ошибки могут стоить в жизни.


Неспособность вслушиваться в обращенную речь.

Дети с СДВГ недослушивают вопросы или обращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальных отношений, если кто-то не слушает вас или перебивает.


Неспособность доводить задания до конца.

Это является огромной трудностью для ребѐнка с СДВГ. Усилия родителей и педагогов как раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребѐнка заканчивать любые дела, какие-бы они не начинали.


Низкие организаторские способности.

Ребѐнок должен как следует удерживать внимание на том, что он делает и мысленно не терять содержания задания. Не помешает, при этом, расставлять приоритеты: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Оказывается, не так всѐ просто. Всѐ это связано с исполнительными функциями головного мозга, которые у ребѐнка СДВГ недостаточно хорошо развиты.


Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.

Такое отношение вполне естественно, потому что трудные задания требуют дополнительных умственных усилий, энергетических ресурсов, которых у ребѐнка не так уж и много.


Отвлекаемость на посторонние раздражители.

Эта характеристика является противоположностью устойчивости внимания. Ребѐнок отвлекается на посторонние стимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, ребѐнок обнаруживает повышенное реагирование на посторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание на задании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону.

Потери необходимых предметов при выполнении задания, забывчивость.

Эти две характеристики можно объединить вместе. Они связаны с плохой способностью концентрировать внимание и со слабой кратковременной памятью. Чего только дети СДВГ не забывают в школе и в различных общественных местах: зонты, перчатки, шапки, различные личные вещи, школьные принадлежности и многое другое. Для некоторых детей и их родителей это представляет большую финансовую проблему.

Гиперактивность и импульсивность.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов.

Признаки гиперактивности

Ребенок гиперактивен, если он:

 совершает суетливые движения руками и ногами;

 часто вскакивает со своего места;

 гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;  не может играть в "тихие" игры;

 всегда находится в движении;

 очень много говорит.

Короче говоря, ребѐнок находится в постоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем либо ещѐ. Правда, для достоверности, ребѐнок может считаться гиперактивным или гипердинамичным, если он ведѐт себя так по меньшей мере в двух местах, дома и в школе. Признаки импульсивности

Под импульсивным мы понимаем ребѐнка, который не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Ребенок импульсивен, если:

 отвечает на вопрос, не выслушав его;

 не может дождаться своей очереди;

 вмешивается в разговоры и игры других.

 делает что-либо, не подумав о том, какие будут последствия. Последнее — действительно бич любого человека с СДВГ, взрослого или ребѐнка. Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперѐд. Интересный вопрос "Что будет, если я сделаю это?" если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.

Свехподвижность — причина или следствие?

Многие родители и воспитатели считают, что основная проблема — это сверхподвижность ребѐнка. Спору нет, гиперактивный ребѐнок выводит из терпения даже самых спокойных и уравновешенных родителей и воспитателей, нарушает порядок в классе или детсадовской группе, своей фонтанирующей нервной энергией раздражает не только взрослых, но даже сверстников.

Но дело в том, что гиперактивность не является ключевой проблемой. Как уже говорилось выше, по мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и(или) неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время. Основными же симптомами СДВГ являются нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребѐнка к адекватной саморегуляции. Это касается как инициирования, так и торможения поведения и активности.

Гиперактивный ребѐнок в лагере

Ряд общих рекомендаций

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов.

Не стоит давать несколько заданий сразу. Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее — за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания напомнить. Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя».

В случае нервозности ребенка может помочь следующий тактильный прием - подзываешь к себе и проводишь ладонью по лицу ото лба и вниз – имитируешь - как вода стекает, а затем сразу обеими ладонями по плечам и вниз до его кистей рук (руки у него при этом должны свободно провисать) также - как вода стекает. Правда, этот последний вариант не при истериках, а просто когда дите нервное-разгоряченное – для снятия лишнего напряжения у него.

Вожатому гиперактивного ребенка

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Вожатые гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение такое ребенка. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Уверенность вожатого в том, что окружающие дети не отвергают этого ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять его. Если вожатый или воспитатель встретят родителей этого ребенка не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому вожатым следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Если ребенок в чем-то неправ, вожатым не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. 16сл.Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее. 12.Предоставлять ребенку возможность выбора.

13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Если в лагере работает психолог, то обращение к нему за помощью желательно. Это поможет более грамотно справиться с проблемой гиперактивности ребенка.




Рекомендации вожатым гиперактивных детей

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением правил проживания в лагере, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления.

Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направить энергию в нужное русло.

Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые, такие как футбол, каратэ, спортивные эстафеты. Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота, например, отрядные «связные».

Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства является причиной конфликтных ситуаций.

Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением.

Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

Что касается соблюдения правил проживания, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.

Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.

Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям.

Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.


Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

1. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

2. Определите правила. Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

3. Повторяйте указания. Записывайте указания. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

4. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.

5. Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.

6. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.

7. Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

8. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют.

9. Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

10.Расслабляйтесь. Дурачьтесь. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет. 11.Однако, остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это, в первую очередь, предотвратить его. 12.Используйте трюки для улучшения памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.

13.Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание. 14.Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

15.Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.

16.Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

17.Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.


Игры для терапии гиперактивных детей

«КЛУБОЧЕК»

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции. Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок - заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«ЧТО НОВОГО»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это - сеть. Водящий - золотая рыбка - стоит в кругу. Его задача - выбраться из круга. А задача остальных - не выпустить рыбку. Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры «Разговор с руками») Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок- ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома, Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку. «АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: Развитие мышечного контроля.

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

«ШАРИКОВЫЕ БОИ»

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 - 1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

«ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ»

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

«СДЕЛАЙ ТАК»

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д. На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

«МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА»

Цель: Разбивать мышечный контроль.

Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

«ГОВОРИ!»

Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: „Говори!" Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) „Говори!"; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... „Говори!"; „Какой сегодня день недели?"... „Говори!"; „Сколько будет два плюс три?" и т. д.» Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.


«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ» (старинная игра)

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«ВЕСЕЛАЯ ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Цель: Игра развивает слуховое восприятие столь необходимое учащимся на уроках.

Все садятся в - круг, по желанию групп: выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

«МОРСКИЕ ВОЛНЫ»

Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздается команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2—3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2—3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

Просмотр содержимого презентации
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

1 Как воспитывать гиперактивного ребёнка? 2 Как успокоить «вечный моторчик»?  3 Советы психолога  4 Гиперактивный ребёнок – Школа доктора Комаровского (видео)  5Как воспитывать гиперактивного ребёнка? (игры, упражнения)

1 Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

2 Как успокоить «вечный моторчик»?

3 Советы психолога

4 Гиперактивный ребёнок – Школа доктора Комаровского (видео)

5Как воспитывать гиперактивного ребёнка? (игры, упражнения)

В России таких детей 4 - 18 %,  в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек
  • В России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек
СДВГ  – это одна из форм проявления  минимально-мозговой дисфункции (ММД),  то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

СДВГ  – это одна из форм проявления  минимально-мозговой дисфункции (ММД),  то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

  Развитие гиперактивности прослеживается следущим образом

  Развитие гиперактивности прослеживается следущим образом

  • Созревание идет от зачатия до 2-3 лет,
  • от 3 до 7-8 лет,
  • от 8 до 12-15 лет.
В основе СДВГ  лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

В основе СДВГ  лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность , или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Гиперактивность , или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания  – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Дефицит активного внимания  – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность  – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Импульсивность  – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания.

Гиперактивные дети могут иметь  хороший общий интеллект,  отклоняющееся поведение.  

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, отклоняющееся поведение.  

Как диагностируется СДВГ?

Как диагностируется СДВГ?

Ребенок имеет дефицит внимания - не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;  - с трудом поддерживает внимание в работе и игре; - не слушает то, что ему говорят; - не в состоянии следовать инструкциям;  - не может организовать игру или деятельность;  - имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; - часто теряет вещи; - часто и легко отвлекается;  - часто забывчив.

Ребенок имеет дефицит внимания

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает то, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- часто забывчив.

Ребенок гиперактивен - совершает суетливые движения руками и ногами; - часто вскакивает со своего места;  -гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;  - не может играть в

Ребенок гиперактивен

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

-гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

- не может играть в "тихие" игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит

Ребенок импульсивен - отвечает на вопрос, не выслушав его; - не может дождаться своей очереди; - вмешивается в разговоры и игры других

Ребенок импульсивен

- отвечает на вопрос, не выслушав его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговоры и игры других

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее. 12.Предоставлять ребенку возможность выбора. 13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее. 12.Предоставлять ребенку возможность выбора.

13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Кочеткова Ольга Леонидовна

Дата: 03.04.2022

Номер свидетельства: 604076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Родительское собрание на тему: "Синдром дефицита внимания и гиперактивности" "
    ["seo_title"] => string(82) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-sindrom-diefitsita-vnimaniia-i-ghipieraktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "145723"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418982159"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Презентация на тему: Особенности психического развития детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности ) "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-na-tiemu-osobiennosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-sdvg-sindrom-diefitsita-vnimaniia-i-ghipieraktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "131184"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416090102"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты». Как помочь нестандартным детям."
    ["seo_title"] => string(80) "sindrom_defitsita_vnimaniia_sindrom_giperaktivnosti_i_drugie_defitsity_kak_pomoc"
    ["file_id"] => string(6) "568403"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608798731"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад "Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)""
    ["seo_title"] => string(57) "doklad_sindrom_defitsita_vnimaniia_i_giperaktivnosti_sdvg"
    ["file_id"] => string(6) "497770"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548836704"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей"
    ["seo_title"] => string(54) "sindrom_defitsita_vnimaniia_s_giperaktivnostiu_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "577737"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1617897541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства