kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты». Как помочь нестандартным детям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «синдром дефицита внимания» (СДВ) говорит сам за себя: люди, страдающие СДВ, не в состоянии в течение долгого времени заниматься одним и тем же делом – их способность концентрировать внимание весьма кратковременна. Кроме того, они с легкостью отвлекаются на что-то новое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты». Как помочь нестандартным детям.»











Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» .

Как помочь нестандартным детям.




















Подготовил:

педагог-психолог

Попкова Е.А.













2020

Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?

Термин «синдром дефицита внимания» (СДВ) говорит сам за себя: люди, страдающие СДВ, не в состоянии в течение долгого времени заниматься одним и тем же делом – их способность концентрировать внимание весьма кратковременна. Кроме того, они с легкостью отвлекаются на что-то новое.

Часто лишь спустя довольно долгое время у ребенка диагностируют синдром дефицита внимания. В большинстве случаев поначалу о нем говорят как о глубоко погруженном в себе мечтателе.

При синдроме гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)-впрочем, сегодня этот термин является общепринятым для обозначения обоих понятий, СДВ и СГВД, поэтому именно он будет употребляться в дальнейшем- предметы и явления уже воспринимаются по другому: речь идет о дефиците внимания, осложненном гиперактивностью. Чрезмерно активные дети с нарушением восприятия существенно отличаются от детей, которым свойственно «лишь» кратковременное внимание. Они не в состоянии хотя бы ненадолго посидеть спокойно, постоянно носятся туда-сюда, часто очень шумны и импульсивны. Гиперактивные дети часто вызывают неудовольствие, и даже если нарушение еще не диагностировано, эти дети все равно воспринимаются и родителями, воспитателями в детских садах, учителями в школах, а также родителями других детей как «дети с проблемами». Кроме того, если говорят о гиперкинетическом синдроме или о «синдроме непоседы», то, как правило, имеют в виду СГДВ.


Что отличает детей с СДВГ?

Дети, у которых обнаружен СДВГ, проявляют недостаточную активность уже во время беременности; они больше двигаются и физически крепче, чем другие новорожденные. В грудном возрасте их с большим трудом удается успокоить. Приблизительно 60% детей с СГДВ особенно беспокойны уже с младенчества, много кричат, с большим трудом успокаиваются и мало спят как днем так и ночь, в отличие от других новорожденных. На многочисленные внешние раздражители они часто реагирую криком. Многие малыши неуютно чувствуют себя на руках у взрослых, отворачиваются, если родители хотят с ним поболтать, другие же, наоборот, постоянно просятся на руки и кричат, как только их положат в кроватку.


Темпераментные малыши.

У гиперативных, подвижных, темпераментных детей слабо выраженно чувство опасности, поэтому с ними чаще, чем с другими детьми, происходят несчастные случаи - к счастью, большей частью не значительные. В ясельных группах и в детских садах они часто вызывают недовольство из-за постоянной беготни, громкого крика и из-за своей импульсивности.

Лишь в редких случаях они длительное время могут играть с одной игрушкой. Если они видят, к примеру, что какой-то ребенок тянется за одной игрушкой, то они во что бы то ни стало хотят сразу получить игрушку. Многие дети в такой ситуации начинают громко плакать, другие реагируют вспышками ярости, частично направленной на другого ребенка, обладателя игрушки. Многие дети с СГДВ не участвуют в групповых играх, они охотнее уединяются где-то в углу.

Нередко во время игр они всячески мешают другим детям. Например, опрокидывают башенки из кубиков или разрывают детские рисунки, потому их часто считают асоциальными. Они могут «правильно» играть только с одним или двумя детьми. Кроме того, многие «гиперактивные» уже в детсадовском возрасте испытывают трудности как с засыпанием, так и со сном. Они так де намного разговорчивее, чем больше часть их сверстники, и часто всех перебивают.

В детском саду подобные особенности поведения, возможно. Не доставляют родителям больших проблем. Ведь, в конце концов, все дети: одни- в большей степени, другие – в меньшей, - переживают период упрямства, и родители надеются, что беспокоящее всех поведение само собой «пройдет». Когда «гиперактивные» идут в школу, то ситуация еще больше осложняется, поскольку требования к детям несоизмеримо возрастают. Теперь они должны почти всю первую половину дня тихо и спокойно сидеть и сосредоточенно слушать объяснения учителя. К тому же, чтобы влиться в коллектив своего класса, необходимо вести себя должным образом. Теперь отклонения в поведении становятся гораздо большей помехой, чем прежде.

«Гиперактивные» дети, как правило, с большим трудом могут сидеть на одном месте, часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратится к ним с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них очень мала, они не уваривают большую часть того, о чем говорится на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном класса. Таким детям очень трудно следовать правилам строгого распорядка, поэтому их считают нарушителями спокойствия. Вспышки ярости (прежде всего у мальчиков) чаще всего направленны на распорядок дня: подчас создается впечатление, что школьник в своем развитии остается на уровне дошкольника. Вспышки ярости временами выливаются в агрессивное поведение, которое может перейти в драку Так как ети испытывают сильный дискомфорт, многие из них очень несчастны. Они и хотели бы стать другими, но не могут этого сделать. Они хотят сосредоточится, но их хватает лишь на короткое время.


Проблемы, с которыми сталкиваются родители.

Родителям, в поведении детей которых появляются указанные отклонения, приходится не просто – точно так же, как и их детям. Окружающие критически оценивают их воспитательные методы, ибо большинство из них убеждены, что именно родители виноваты, если поведение их детей не соответствует «норме». В адрес родителей модно услышать упреки в том, что они слишком много позволяют своим детям или же недостаточно строго с ними обращаются. Другие более категоричны: они утверждают, что родители ребенка с СГДВ просто не с состоянии заниматься его воспитанием.

Существует довольно распространенное мнение, что ребенку необходима «всего лишь» хорошая порка, чтобы до него лучше «дошло» (и это вопреки тому, что законом запрещено применять насилие в воспитании детей!)

Неудивительно, что многие родители, чей ребенок отличатся необычным поведением, в конце концов, начинают сомневаться в самих себе. Многие из них уже опробовали самые разнообразные воспитательные модели и стили, стремясь изменить поведение своих детей к лучшему. Но поскольку этого не случилось, то многие родители оказались в тупике и не знают, что еще они могут сделать. В конце концов, необычное поведение ребенка, и ограничивающее его контакты с внешним миром, так же распространяется и на родительский дом.

Многие дети с СГДВ, к примеру, не в состоянии в течении длительного времени играть в одиночестве. Им вскоре становится скучно, и они легко расстраиваются. В таких случаях требуется помощь родителей. К этому можно добавить, что последним часто приходится улаживать разнообразные конфликтные ситуации в которые попадает их ребенок, и они должны быть постоянно готовы к его импульсивному поведению. Уже все это, не считая упреков извне, является достаточно серьезным прессингом.

Поэтому многие родители пытаются избегать ситуаций, когда они по предыдущему опыту точно знают, что с трудом могут управлять своим ребенком. К примеру, они отказываются от посещения друзей и родственников, так как не хотят снова выслушивать упреки и замечания. Или же большее не ходят со своим ребенком на детскую площадку, либо делают это в такое время, когда там никого нет, чтобы избежать конфликтных ситуаций с другими детьми и их родителями. К существующим проблемам часто добавляется еще и фактор отсутствия общения, то есть родители, и прежде всего мамы в декрете, практически не имеют возможности общаться и советоваться с другими людьми. Это может стать дополнительной моральной нагрузкой для родителей. При таких обстоятельствах родителям необходима компетентная консультация. На первых порах ее можно получить от педиатра или же от другого врача, внушающего доверие, а так-же от детского психолога. Если имеется подозрение на наличе у ребенка СГДВ, то, возможно, будет целесообразно посещение группы по оказанию взаимной помощи. В любом случае, для большинства родителей важно хотя бы раз пообщаться с такими же родителями и обсудить с ними проблемы, касающиеся их детей.

Так же родителям могут помочь следующие специалисты:

Невропатолог. Это может быть невропатолог обычной поликлиники или частной. Как правило, синдром дефицита внимания является не самостоятельным заболеванием, а компонентом более обширной неврологической болезни. Если этого не сделано ранее, то нужно обратившись к врачу, поставить правильный диагноз и проводить систематическое лечение неврологической болезни – тогда и проявление СДВ постепенно пойдут на убыль.

Психиатр. Не нужно боятся психиатров, страх перед которым может сохранятся в душе у родителей с советских времен. Все зависит от уровня компетентности конкретного доктора в этой области знаний.

Психотерапевт - врач, который лечит словом, беседуя с ребенком и его родителями.

Психолог - специалист, который обычно работает в дуэте или с психиатром, и с педагогом. Обследование и получение консультаций у психолога может существенно прояснить картину и помочь семье.

А так же родителям нужно поддерживать тесный контакт с воспитателями в детском саду или преподавателями школы, поскольку именно они наблюдают ребенка на протяжении максимального длительного времени и могут дать ценные рекомендации. В то же время, именно они будут на протяжении значительной части дня реализовывать те советы, которые будут даны родителям специалистами.





























Список используемой литературы:

  1. Симоне Харланд «Гиперактивный или сверх одаренный?», 2004-128с.

  2. М.В.Ермолава, И.Г. Ерофеева «Особенности и средства развитя эмоциональной сферы дошкольников»,2008-336с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попкова Екатерина Алексеевна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства