Тема: «Роль семьи в становлении психологического благополучия ребенка».
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшой тест. Прошу 5 человек выйти ко мне, взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.
Попрошу Вас:
-закрыть глаза;
-не открывая глаз, согнуть лист пополам;
-не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
-не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
-не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
-не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.
Спасибо. Прошу всех занять свои места.
Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку.
Продолжите фразу: «Мой ребёнок лучший, потому что…» (родители высказываются)
Действительно, для каждой мамы свой ребёнок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, самый родной, самый лучший. Родители мечтают о счастливом будущем своего малыша.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и богаче.
Тема нашей беседы: «Роль семьи в становлении психологического благополучия ребенка».
…Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Ещё в древности один поэт сказал:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит».
Совсем недавно я проводила занятие с вашими детьми на тему «Семья. Семейные ценности», где дети рассуждали, что такое счастливая семья.
Послушайте высказывания детей.
(Ролик)
Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (Психологи считают, что ребёнка нужно обнимать не менее 12 раз в день)
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:
- стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
- беседовать на интересующие всех темы;
- вместе выполнять домашнюю работу;
- подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
- открытость семьи, гостеприимство
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.
Когда ребенка переполняют светлые, добрые чувства, то он берёт в руку ручку, склоняется над листочком бумаги и пишет, пишет…порой не хватает одной стороны листочка, он захватывает и другую. Это я о подготовке детей к 8 марта. Я задала вопрос: «Кто дал вам жизнь?». Ответили: «Мама». И тогда предложила им написать мини-сочинение на тему «Моя мама».
Послушайте некоторые из них (чтение сочинений).
Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?
К сожалению, очень часто в 1 класс стали приходить дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много.
Назову некоторые:
- слабое физическое развитие;
- дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
- частые конфликтные ситуации в семье;
- пьющие родители;
- неполные семьи;
- и др. …
Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния к которым относятся:
- Трудности с засыпанием, неспокойный сон
- Частая усталость
- Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
- Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
- Беспокойство, непоседливость
- Частое проявление упрямства, капризов
- Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец
- Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
- Стремление к уединению
- Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук
- Дневное или ночное недержание мочи
Если Вы замечаете что-то из перечисленного у своего ребёнка, возможно, стоит обратиться к специалистам.
Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость- осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.
И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.
(Ролик «Заповеди для родителей»)
В заключение выступления родители получают памятку «Любите своих детей!»