Развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста Автор: Лобжина Н.А. Занятие 1. Тема занятия «Это я» Цель Создание каждым учеником автопортрета. Материал Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей. Ход занятия Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет? Правильно, молодцы! Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» | Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь, это когда ты сам автор своего портрета. | Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост? | Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию. | Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты. Но это был бы автопортрет или просто портрет? | Ответы детей: это был бы просто портрет. | А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет? | Дети называют свои способы. | Если дети не смогут ответить, то нужно предложить правильный ответ: Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером. Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень. | Дети сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят). | После того как контур каждого ребенка нарисован, учитель предлагает раскрасить его так, как хотят учащиеся. Учитель должен быть заинтересован тем, что делают дети, должен проявлять удивление и восхищение. | Каждый ребенок рисует себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают. Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. | Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется». | Дети создают портреты, прикрепляют на стене в классе. | Учитель осуществляет безусловную поддержку и принятие рассказов детей, отмечает то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение. | Дети рассказывают о себе: как зовут, кто родители, где живут, какой дом, что любят и т.д. |
Занятие 2. Тема занятия «Спутанные сказки» Цель Научить детей изменять свое мнение при оценке событий. Ход занятия Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся? | Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др. | Учитель объясняет, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека. Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели. Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей. | Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения. | Учитель обсуждает с детьми в группах, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску. | Дети работают в группах, затем каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу. | Учитель принимает все эмоциональные проявления участников и дает развернутые комментарии к выступлениям детей. Учитель помогает детям первой группы сделать вывод, что возможно, медведи правы, что рассердились на Машу. Ведь она без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы. Учитель говорит, что оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей. | 1) Первая группа показывает отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила. 2) Дети второй группы показывают сценку, в которой медведи терпимо относятся к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть. |
Занятие 3. ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ" Цель: обучить созданию мнемических опор. Материал Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский Ход занятия Учитель. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?» Учитель читает вслух рассказ «Заячьи лапы». ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи. Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня. Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя. Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте. После прочтения рассказа учитель задает детям вопросы. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | О ком говорится в начале рассказа? | О дедушке. | Что говорится о дедушке? | Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка). | О ком говорится дальше? | О дедушке. | Что о нем говорится? | Дедушка попал в лесной пожар. | Потом о ком говорится? | О дедушке. | Что о нем говорится? | Дедушку спас от пожара зайчонок. | О ком говорится в конце рассказа? | О дедушке. | Что о нем говорится? | Дедушка вылечил обгоревшего зайца. | При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила. - Текст предварительно не разбивается на части. - Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. - Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек». - Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ. - Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте. - Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения. | | |