kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающее занятие "Учимся общаться, учимся сотрудничать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является одним из элементов коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5 классов по итогам проведения диагностической работы, цель которой - выявить уровень адаптации учащихся 5 класса к условиям обучния в среднем звене. Однако, она может быть использована также и во внеклассной работе в 5 классах. для младшего подросткового возраста очень важным  приобретением являютя навыки успешного общения с большим количеством педагогов и старшеклассников, с которыми необходимо сотрудничать в различных сферах школьной жизни: совместных конкурсах, олимпиадах, акциях и т.д.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие "Учимся общаться, учимся сотрудничать"»

Развивающее занятие для учащихся 5- х классов «Учимся общаться, учимся сотрудничать».

Занятие может использовать во внеклассной работе классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования.

Цели занятия:

- формировать и развивать навыки бесконфликтного общения

- обучать приемам толерантного взаимодействия и восприятия других

- формировать и развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками

- развивать групповую сплочённость.

Необходимое оборудование и материалы:

Карточки с приветствиями разных стран и народов; конверты с перечнем различных черт характера и качеств личности; листочки бумаги и ручки; ларец (сундучок).

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Педагог-психолог:

Здравствуйте ребята! Мы сегодня поработаем с вами в новой технике – тренинговых упражнений. Слово тренинг вам знакомо? (дети дают свои ответы). Да, слово тренинг – от слова тренировать. А что можно тренировать? (дети дают свои ответы). И сегодня мы с вами будем тренироваться в способах общения и взаимодействия друг с другом без конфликтов и агрессии. мы с вами уже проговаривали в рамках «Недели толерантности», что такое толерантное общение. Сегодня мы с вами попробуем поучиться навыкам толерантного общения и взаимодействия. Но, чтобы работать в такой форме, надо следовать несложным правилам:

- не перебивать друг друга

- говорить коротко и по существу

- уважать мнение другого человека

- не осуждать другого, если что-то не получилось

Вы согласны с этими правилами, принимаете их?

Тогда начнем наше занятие с упражнения «Приветствие».

Цели упражнения:

  1. Разрядить обстановку

  2. Сломать стереотипные формы поведения

  3. Повеселиться

  4. Познакомится с разными формами приветствия в разных странах

  5. Сплотить учащихся.

Педагог-психолог предлагает учащимся объединиться в пары и парам предлагается задание на карточках. (смотри Приложение 1)

После каждого приветствия класс отгадывает, в какой стране так приветствуют друг друга. Затем после этого упражнения сразу же проводится упражнение «Броуновское движение»: учащимся дается задание хаотично двигаться по комнате и по звуковому сигналу остановиться и поздороваться с тем, кто стоит ближе всех так, как озвучит ведущий:

- ладонями

- спинами

- коленками

- локтями

- плечами

- щечками

- лбами и т.д.

Обсуждение:

- понравилась ли вам игра?

- было ли трудно здороваться каким-либо образом? Как вы думаете, почему?

- показались ли вам какие-либо приветствия странными? Смешными? Необычными?

- как вы думаете, как бы отреагировали жители этих стран на ваши приветствия?

- какую роль , по вашему мнению, играет приветствие в жизни человека?

- со всеми ли людьми надо здороваться и можно здороваться одинаково? Почему?

2. Основной этап.

2.1. Ведущий (педагог-психолог, социальный педагог и т.д.) объединяются в 4 команды, предварительно рассчитавшись на 1-2-3-4 ( можно использовать для счета цвет: красный-оранжевый-желтый-зеленый или цветок: ромашка-роза- василек-незабудки или любую другую считалку). Каждая команда получает конверт с заданием, в котором записаны качества человека. Из предложенного списка команде надо отобрать 5 качеств, которые наиболее полно отражают черты толерантного человека, проявляющего толерантное отношение к миру.

(смотри Приложение №2).

Для работы отводится 3 минуты. По истечении времени работы команда, выбрав одного лидера, презентует свои ответы. Ведущий записывает их на доске. По окончании ответов учащихся весь класс с помощью ведущего делает вывод о самых важных качествах толерантного человека.

Подводится итог работы:

- совпадают ли у команд выбранные качества? Как вы думаете, почему?

- подумайте, обладаете ли вы этими качествами? Умеете ли их проявить?

2.2. Сегодня на занятии мы будем учиться сотрудничать, искать оптимальные способы решения возникающих проблем, то есть развивать, воспитывать в себе качества толерантной личности, формировать выбранные вами качества. Попробуем поиграть в игру «Нам надо договориться». Условия игры: всем классом надо сосчитать до 10, но сделать это должны быстро и не перебивая друг друга. Передавая мяч друг другу надо, чтобы тот, кто получил мяч, считал (1,2 и т.д.). есть только одно условие – если кто-то будет вдвоем ловить мяч и называть следующую цифру – весь класс начинает счет сначала. В течение всей игры разговаривать нельзя.

Обсуждение:

- почему игра сначала не получилась?

- Чего хотелось каждому из вас вначале?

- как удалось досчитать до 10?

- получилось ли классу сформировать порядок благодаря лидеру или это произошло само собой, потому, что все старались соблюдать правила?

Чему учит нас эта игра?

2.3. мы проверим ваше умение слушать и слышать друг друга, поиграв в игру «Мнение». Условия игры: в классе проводится черта посредине или наклеиваются значки «Согласен» и «не согласен» в разных концах класса. Середина означает, что мнения нет или оно не сформировано до конца. Ведущий зачитывает утверждения, а ученики молча становятся каждый к выбранному месту – согласен или не согласен или посредине. Те, кто не определился и остался посредине, лишаются на время права высказываться. (смотри Приложение №3 с утверждениями)

Обсуждение:

- кто был прав в каждом случае? Был ли кто-то прав вообще? Почему?

- можно ли сказать, что в зависимости от ситуации, каждое из утверждений имеет право на существование?

- были ли случаи, когда кто-то оставался со своим мнением в меньшинстве? Как они себя чувствовали? Не хотелось ли им поменять свое мнение под давлением большинства?

- как вы относитесь к человеку, мнение которого отличается от вашего?

- хорошо или плохо иметь свое мнение?

2.4. как вы увидели из предыдущего упражнения , процесс сотрудничества очень сложный, но он необходим, чтобы добиться успеха в общении и труде. Общение с другими людьми требует развития многих качеств. У каждого из вас они есть. Но среди всех качеств нашей личности есть те, которые помогают в общении и те, которые препятствуют ему. Я предлагаю вам собрать « Ларец успешных качеств». Условия игры: каждый ученик на отдельном листочке записывает по 4 качества: 2 – помогающих в общении и 2 – мешающих ему. Затем все листочки собираются в один яркий мешочек. Затем ведущий достает из ларца по одному листочку, зачитывает качества, а ученики стараются отгадать, кому из одноклассников они принадлежат. Каждый раз, независимо от того, угадал класс написавшего или нет, ведущий благодарит написавшего за мужество и искренность.

Обсуждение:

- были ли сложности в выполнении этого упражнения?

- чему учит нас это упражнение? Какой вывод мы можем сделать для всех?

3. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Наше занятие подошло к завершению. А после выполненной работы всегда подводят итог:

- чему мы научились сегодня?

- удалось ли вам узнать что-то новое о своих одноклассниках?

- какая игра вам понравилась больше других? Почему?

- какие качества нужны для успешного общения и сотрудничества?

Давайте поаплодируем всем на за хорошую работу! Спасибо всем!



Список использованной литературы:

  1. М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова, - Формирование классного коллектива, 5-8 классы, « 5 за знания», Москва, 2007г

  2. К. Фопель, - Как научить детей сотрудничать, часть 1, Москва, 2000г











Приложение 1.

Набор карточек.

1 задание – сложить руки как в молитве на уровне груди и поклониться друг другу (Япония)

2 задание – потереться носами (Новая Зеландия)

3 задание – очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия)

4 задание – легкий поклон друг другу, руки вытянуто по бокам вдоль туловища (Индия)

5 задание - обняться и поцеловать друг друга в щеки 4 раза подряд (Франция)

6 задание – мягкое рукопожатие, касаясь друг друга только кончиками пальчиков (Малайзия)

7 задание – легкий поклон со скрещенными на груди рука ми (Китай)

8 задание – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях друг друга (Испания)

9 задание – показать друг другу язык (Тибет)

10 задание – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии ( Великобритания)



Приложение 2.

Задания для команд – набор качеств личности человека (всем 4 командам выдаются одинаковые наборы качеств)



Снисходительность

Злорадство

Сострадание

Великодушие

Эгоизм

Конфликтность

Доброта

Милосердие

Вспыльчивость

Сердечность

Прощение

Равенство

Уважение

Понимание

Благосклонность

Прощение

Злорадство

Миролюбие









Приложение 3.

Утверждения:

  1. Лучше играть в футбол, чем в баскетбол

  2. Весна лучше осени

  3. Самый важный предмет – русский язык

  4. Играть в подвижные игры веселее, чем в компьютер.

  5. Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.

  6. Самое лучшее домашнее животное – кошка.

  7. Самый интересный фильм – «Варвара-краса, длинная коса»

  8. Самый веселый мультик – «Ну погоди!»

  9. Самый красивый цвет – зеленый

  10. Самый лучший день недели – пятница.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Развивающее занятие "Учимся общаться, учимся сотрудничать"

Автор: Анюхина Ирина Антоновна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(122) "kolliektivnyi-proiekt-v-diekorativno-prikladnom-i-izobrazitiel-nom-napravlienii-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "137851"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417441918"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «СКиФ» /Содружество Компьютера и Фантазии/"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_tekhnich"
    ["file_id"] => string(6) "536901"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579676280"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "263855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599514"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "263859"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства