Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования
Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования
Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования
Материал подготовлен
методистами МБОУ ДОД
«Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района г.Казани
Комиссаровой В.С., Мамаевой О.А.
В каждом центре детского творчества есть объединения, обучающие детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. И, как правило, такие коллективы работают независимо друг от друга. Это традиционная форма работы, но есть путь, открывающий новые горизонты возможностей для детей, педагогов и всего центра детского творчества в целом. Это создание коллективных проектов, объединяющих усилия детей не только внутри одного объединения, но и между коллективами, что является актуальным в рамках внедрения ФГОС.
Изначально преследовалась цель создания больших по объёму работ для оформления помещений Детского центра и создавались коллективные композиции внутри отдельных клубов ЦДТ, которых четыре. Затем пришла идея объединить усилия всего отдела, педагоги которого работают на базе разных клубов. В качестве эксперимента была создана серия работ по мотивам русских и татарских сказок. Эксперимент удался, несмотря на большие организационные трудности. В процессе накопления опыта выставок наш отдел пришёл к выводу, что целесообразно создавать коллективные работы не только для оформления помещений, но и для создания общей концепции выставок, а не выставлять каждый коллектив индивидуально.
В одной работе можно совместить различные жанры и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также создать большую по объёму работу. Для детей опыт участия в коллективном проекте значительно расширяет их представление о разных видах творчества, учит сотрудничать с детьми других объединений. На выставках такие работы являются главным композиционным пятном, позволяют наиболее выгодно представить творчество детей, создать общую концепцию выставки.
Цель создания коллективных проектов:
Эстетическое и духовное воспитание детей, развитие интереса к
декоративно-прикладному творчеству путём внедрения современных форм и методов дополнительного образования детей.
Задачи:
Изготовление больших по объёму работ, выходящее за пределы возможностей одного коллектива.
Развитие в детях умения работать в большом коллективе, в том числе и с учащимися других объединений.
Знакомство детей с различными жанрами декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества (керамика, вышивка, лоскутное шитьё, вязание, роспись, бисероплетение, лозоплетение и т. д.)
Пробуждение в детях интереса к литературе через изготовление работ-иллюстраций.
Развитие интереса к изучению национальных культур, при работе над проектами, посвящёнными национальной тематике.
Возможность достойно представить детское творчество на конкурсах и выставках.
Этапы работы над коллективным проектом:
1. На методическом объединении педагогов отдела декоративно-прикладного творчества проводиться «мозговой штурм», в результате которого рождается идея будущей работы. В этом процессе участвуют все педагоги отдела.
2. Художниками создаётся эскиз (общий вид будущей работы и отдельно каждой детали с учётом цвета, размера).
3. Проводиться подбор техник изготовления каждой детали (с учётом возможностей коллективов) и подбор материалов.
4. Этап проведения коллективно-творческого дела, т. е. организационного вводного занятия – общего сбора всех участников проекта со следующим ходом:
Показ темы проекта;
Рассказ - история сюжета будущей композиции;
Демонстрация эскиза проекта в натуральную величину и модели в миниатюре;
Озвучивание цели и задач работы каждого объединения, распределение и раздача элементов будущей композиции по коллективам;
Начало практической работы по объединениям.
5. Продолжение работы и завершение изготовления отдельных элементов композиции на занятиях объединений в своих клубах (ЦДТ посёлка Дербышки включает 4 клуба - филиала).
6. Совещания, индивидуальные консультации педагогов и методистов в процессе изготовления изделий.
7. Завершающий этап практической работы (заключительный сбор участников в одном клубе одновременно): монтаж деталей композиции в общий проект учащимися под руководством педагогов по предложенным ранее эскизам.
8. Заключительный сбор участников – подведение итогов: участникам вручаются награды (дипломы и грамоты), демонстрируется фильм о проделанной работе, так как в процессе работы над проектом ведётся видео и фотосъёмка.
Очень важно правильно выбрать тему коллективной работы, чтобы она несла не только обучающую, но и развивающую, и воспитательную функции.
Например, создание работы по мотивам литературного произведения привлечёт внимание к творчеству писателя, к изучению материальной культуры, описываемого в произведении времени (архитектуры, костюма, предметов быта и т. п.). Очень ценную смысловую нагрузку несут работы, предполагающие изучение национальной культуры разных народов. Например, работа по мотивам татарского фольклора привлечёт детей к изучению произведений декоративно-прикладного творчества татар.
В настоящее время такая форма работы как изготовление коллективного декоративно-прикладного проекта стала для Центра детского творчества пос.Дербышки г.Казани традиционной. На протяжении нескольких лет декоративно-прикладным отделом были созданы работы в разных формах: плоские, рельефные, объёмные с использованием всех возможных прикладных техник, изучаемых на занятиях. К последним проектам были привлечены учащиеся объединений начального технического моделирования. Ребятами выполнялась большая работа технического направления: выпиливание деталей из фанеры под роспись, плетение лозы, изготовление деталей в технике бумагопластика и другие виды работ.
Мы пытаемся внедрять новые формы и методы, при этом учитывать, чтобы композиции были легкими и транспортабельными, а самое главное интересными для работы.
К данной технологии наш отдел шёл несколько лет, постоянно отлаживая и совершенствуя форму работы над проектом. В настоящее время сложилась система и очевидна практическая направленность процесса.
Предлагаемое описание технологического процесса возможно поможет педагогам УДО декоративно-прикладного, изобразительного и технического направлений в создании коллективных проектов. В описываемых случаях в работе принимали участие по 5-8 обучающихся от 6 до 12 объединений. Общее количество участников достигало до 60 человек. Группа участников получалась разновозрастной. Педагоги подключали в работу учащихся прочно освоивших ЗУН своего направления. По длительности выполнение проекта могло быть от двух до пяти месяцев. Внутри объединений участниками проекта выполнялись индивидуальные задания, часто в дополнительное от занятий время.
Многолетний опыт работы в тесном сотрудничестве между коллективами отдела показал, что несмотря на сложности в организационном процессе, такая форма работы целесообразна и продуктивна. В результате художественный уровень выставочных и конкурсных работ существенно повышен. Коллективные работы нашего отдела неоднократно получали призовые места на конкурсах различного уровня. Педагоги МО декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества рекомендуют использовать технологию коллективного проекта как положительный элемент образовательного и воспитательного процесса в студиях и объединениях декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования »
Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования
Материал подготовлен
методистами МБОУ ДОД
«Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района г.Казани
Комиссаровой В.С., Мамаевой О.А.
В каждом центре детского творчества есть объединения, обучающие детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. И, как правило, такие коллективы работают независимо друг от друга. Это традиционная форма работы, но есть путь, открывающий новые горизонты возможностей для детей, педагогов и всего центра детского творчества в целом. Это создание коллективных проектов, объединяющих усилия детей не только внутри одного объединения, но и между коллективами, что является актуальным в рамках внедрения ФГОС.
Изначально преследовалась цель создания больших по объёму работ для оформления помещений Детского центра и создавались коллективные композиции внутри отдельных клубов ЦДТ, которых четыре. Затем пришла идея объединить усилия всего отдела, педагоги которого работают на базе разных клубов. В качестве эксперимента была создана серия работ по мотивам русских и татарских сказок. Эксперимент удался, несмотря на большие организационные трудности. В процессе накопления опыта выставок наш отдел пришёл к выводу, что целесообразно создавать коллективные работы не только для оформления помещений, но и для создания общей концепции выставок, а не выставлять каждый коллектив индивидуально.
В одной работе можно совместить различные жанры и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также создать большую по объёму работу. Для детей опыт участия в коллективном проекте значительно расширяет их представление о разных видах творчества, учит сотрудничать с детьми других объединений. На выставках такие работы являются главным композиционным пятном, позволяют наиболее выгодно представить творчество детей, создать общую концепцию выставки.
Цель создания коллективных проектов:
Эстетическое и духовное воспитание детей, развитие интереса к
декоративно-прикладному творчеству путём внедрения современных форм и методов дополнительного образования детей.
Задачи:
Изготовление больших по объёму работ, выходящее за пределы возможностей одного коллектива.
Развитие в детях умения работать в большом коллективе, в том числе и с учащимися других объединений.
Знакомство детей с различными жанрами декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества (керамика, вышивка, лоскутное шитьё, вязание, роспись, бисероплетение, лозоплетение и т. д.)
Пробуждение в детях интереса к литературе через изготовление работ-иллюстраций.
Развитие интереса к изучению национальных культур, при работе над проектами, посвящёнными национальной тематике.
Возможность достойно представить детское творчество на конкурсах и выставках.
Этапы работы над коллективным проектом:
1. На методическом объединении педагогов отдела декоративно-прикладного творчества проводиться «мозговой штурм», в результате которого рождается идея будущей работы. В этом процессе участвуют все педагоги отдела.
2. Художниками создаётся эскиз (общий вид будущей работы и отдельно каждой детали с учётом цвета, размера).
3. Проводиться подбор техник изготовления каждой детали (с учётом возможностей коллективов) и подбор материалов.
4. Этап проведения коллективно-творческого дела, т. е. организационного вводного занятия – общего сбора всех участников проекта со следующим ходом:
Показ темы проекта;
Рассказ - история сюжета будущей композиции;
Демонстрация эскиза проекта в натуральную величину и модели в миниатюре;
Озвучивание цели и задач работы каждого объединения, распределение и раздача элементов будущей композиции по коллективам;
Начало практической работы по объединениям.
5. Продолжение работы и завершение изготовления отдельных элементов композиции на занятиях объединений в своих клубах (ЦДТ посёлка Дербышки включает 4 клуба - филиала).
6. Совещания, индивидуальные консультации педагогов и методистов в процессе изготовления изделий.
7. Завершающий этап практической работы (заключительный сбор участников в одном клубе одновременно): монтаж деталей композиции в общий проект учащимися под руководством педагогов по предложенным ранее эскизам.
8. Заключительный сбор участников – подведение итогов: участникам вручаются награды (дипломы и грамоты), демонстрируется фильм о проделанной работе, так как в процессе работы над проектом ведётся видео и фотосъёмка.
Очень важно правильно выбрать тему коллективной работы, чтобы она несла не только обучающую, но и развивающую, и воспитательную функции.
Например, создание работы по мотивам литературного произведения привлечёт внимание к творчеству писателя, к изучению материальной культуры, описываемого в произведении времени (архитектуры, костюма, предметов быта и т. п.). Очень ценную смысловую нагрузку несут работы, предполагающие изучение национальной культуры разных народов. Например, работа по мотивам татарского фольклора привлечёт детей к изучению произведений декоративно-прикладного творчества татар.
В настоящее время такая форма работы как изготовление коллективного декоративно-прикладного проекта стала для Центра детского творчества пос.Дербышки г.Казани традиционной. На протяжении нескольких лет декоративно-прикладным отделом были созданы работы в разных формах: плоские, рельефные, объёмные с использованием всех возможных прикладных техник, изучаемых на занятиях. К последним проектам были привлечены учащиеся объединений начального технического моделирования. Ребятами выполнялась большая работа технического направления: выпиливание деталей из фанеры под роспись, плетение лозы, изготовление деталей в технике бумагопластика и другие виды работ.
Мы пытаемся внедрять новые формы и методы, при этом учитывать, чтобы композиции были легкими и транспортабельными, а самое главное интересными для работы.
К данной технологии наш отдел шёл несколько лет, постоянно отлаживая и совершенствуя форму работы над проектом. В настоящее время сложилась система и очевидна практическая направленность процесса.
Предлагаемое описание технологического процесса возможно поможет педагогам УДО декоративно-прикладного, изобразительного и технического направлений в создании коллективных проектов. В описываемых случаях в работе принимали участие по 5-8 обучающихся от 6 до 12 объединений. Общее количество участников достигало до 60 человек. Группа участников получалась разновозрастной. Педагоги подключали в работу учащихся прочно освоивших ЗУН своего направления. По длительности выполнение проекта могло быть от двух до пяти месяцев. Внутри объединений участниками проекта выполнялись индивидуальные задания, часто в дополнительное от занятий время.
Многолетний опыт работы в тесном сотрудничестве между коллективами отдела показал, что несмотря на сложности в организационном процессе, такая форма работы целесообразна и продуктивна. В результате художественный уровень выставочных и конкурсных работ существенно повышен. Коллективные работы нашего отдела неоднократно получали призовые места на конкурсах различного уровня. Педагоги МО декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества рекомендуют использовать технологию коллективного проекта как положительный элемент образовательного и воспитательного процесса в студиях и объединениях декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества.