Просмотр содержимого документа
«Разработка тренингового занятия в 9 классе "Я и стресс" »
Предлагаю вашему вниманию разработку тренингового занятия, который был проведен на 13 областной конференции «Здоровый образ жизни – здоровая нация», которая проходила в г. Аксу.
«Я и стресс».
Тренинг в 9 классе из авторской программы «Я, ты и мир», утвержденной в Павлодарском ИПК ПК в 2012 году.
Психолог Павловец О.В., школа №4 г. Аксу.
Цель: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.
Задачи:
- развить умение видеть положительное и отрицательное в стрессах
Ритуал приветствия: здороваемся с разным настроением: грустно, печально, спокойно, весело.
1. Упражнение «Передача хлопков».
Психолог: Ребята, в качестве разминки сегодня мы будем передавать хлопки. Весь секрет в том, что сначала вы должны встретимся взглядом, а потом только хлопнуть в ладоши. Работаем по кругу. А теперь немного поменяем принцип работы. Первый участник встречается взглядом со вторым, хлопают одновременно в ладоши, подходят к третьему, дарят ему свои аплодисменты, самому последнему достаются аплодисменты всей группы.
Рефлексия упражнения: вам было приятно получать аплодисменты?
Высказывание участников.
Психолог: Мы часто сами говорим и слышим слово «Стресс». Назовите мне, пожалуйста, что вы понимаете под этим словом.
Высказывания участников.
Плохие оценки
Выгнали с урока
Поругался с мамой, папой, подругой, другом
Скандалы в семье, развод родителей
Переход в другой класс, школу
Переезд в другую страну, город
Вымогают деньги
Влюбленность без взаимности
Отключили утром горячую воду
Сильно ударился и не могу ходить
Сел на жевательную резинку
Упал при всем классе
Погода меняется
Психолог: Для продолжения нашей работы мы разобьемся на 3 группы по принципу «Фруктового салата – яблоки, груши, мандарины» и определимся кто такие пессимисты, оптимисты, реалисты.
Выступление групп.
Пессимист – человек пессимистического склада.
Оптимист - человек оптимистического склада.
Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный.
Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало.
Реальность - подлинные условия реальности
Психолог: Ганс Селье, учёный, который ввел само понятие стресс, говорил о том, что стресс – это не только плохо, в нем есть и позитивные стороны. Следующий этап нашей работы – вы должны написать на плакате: «Восприятие стресса пессимистом». «Восприятие стресса оптимистом» «Восприятие стресса реалистом». Время работы 10 – 15 минут.
Выступление групп.
«Восприятие стресса пессимистом».
«Восприятие стресса оптимистом»
«Восприятие стресса реалистом».
У человека:
Ухудшается здоровье
Человек расстраивается,
Начинает больше конфликтовать,
Может начаться депрессия
Обижается
Его ничего не радует
Человек начинает «двигаться»,
Активизируются внутренние силы организма
Быстрее начинает думать и соображать
Набирается жизненного опыта
Учится принимать решения
Закаливается морально и физически
Воспитывается сила воли
Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься.
Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации.
Упражнение “Я самый”
Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.
Группа встает в круг и каждый по очереди произносит: “Я самый…”, а группа повторяет «Он самый…». Например: «Я самый красивый, умный, креативный и т.д.», а все повторяют «Он самый красивый, умный, креативный и т.д.»,»
Рефлексия упражнения: вам было приятно слышать комплименты? У каждого человека улучшается настроение, когда его хвалят. Высказывание участников.
Психолог: Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Чайки», которое хорошо помогает снять нервно – мышечное напряжение.
3. Упражнение «Чайки».
Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.
Психолог: Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».
Рефлексия упражнения: какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.
Психолог: я показала вам одно упражнение, которое действует как скорая, антистрессовая помощь. А сейчас мы с вами продолжим работать в группах и вы в течении 5 минут должны будете предложить свои способы выхода из стресса.
Выступление участников, что делают сами дети, чтобы справиться со стрессом: слушают музыку, общаются, гуляют с друзьями, занимаются спортом ит.д.
Психолог: Мы познаем мир через 5 органов чувств. Перед вами лежат мандарины. Вы их видите? Работают глаза. Какой красивый оранжевый цвет. Возьмите в руки, чувствуете шероховатость – пошли тактильные ощущения, вдохните запах – запах цитрусовых очень благотворно влияет на нервную систему человека, теперь мысленно почистите и с удовольствием съешьте, это вы сделаете после тренинга. Попробуйте услышать, как падают мандарины с дерева. Сейчас мы будем жонглировать мандаринами. Сначала поработаем двумя руками - подбросьте один, поймайте его, теперь - правой – левой рукой, ловим двумя. Прекрасно, сейчас у вас работали два полушария. (Жонглирование проводится под музыку «Оранжевое солнце»)
Рефлексия: перед вами лежат листочки, на которых есть начало фразы «В своей жизни я буду использовать…», продолжите ее. Высказывание участников.
Ритуал прощания: сейчас мы хором произнесем слова «Как классно я прожил сегодняшний день!» - спокойно, радостно, с ликованием.