Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. В связи с этим затрагиваются некоторые сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и так далее. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознают они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. При возникновении конфликтной ситуации, родители видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический клуб для родителей «СемьЯ»»
Психологический клуб для родителей «СемьЯ».
Ермак В.А.
Педагог-психолог ГККП я/с №4 «Дельфинчик»
г. Темиртау
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. В связи с этим затрагиваются некоторые сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и так далее.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознают они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. При возникновении конфликтной ситуации, родители видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Вот такие «удивительные случаи» на протяжении многих лет в яслях - саду №4 «Дельфинчик», г. Темиртау помогает разобрать и решить педагог-психолог, проводя нетрадиционные занятия и тренинги, на которых родители приобретают необходимые навыки и умения.
Участвуя в тренингах, родители стараются пересмотреть свои взаимоотношения в семье, по-новому увидеть возможности воспитания ребенка, учатся отвечать на поставленные жизнью вопросы: Нужно ли наказывать ребенка каждый раз, когда он плохо себя ведет? Если да, то как? Как ребенка заставить слушаться, но в то же время сохранить с ним любящие, теплые отношения?
Одна из причин напряженности в детско-родительских отношениях - неуважение к ребенку со стороны взрослых. Дети стремятся заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители являются первой общественной средой ребенка. Забота, нежные чувства, между родителями и ребенком обеспечивают его жизнь и безопасность. Педагог-психолог на тренингах помогает увидеть родителям эти особенности и предоставить ребенку возможность отвечать за себя. Родители учатся обсуждать с ребенком его поведение, помогают «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не заставляют слепо им подчиняться.
В ходе обучения педагогом-психологом применяются групповые дискуссии, ролевые игры, моделирование типичных ситуаций, индивидуальное консультирование родителей. На занятиях родители учатся играть с детьми, так чтобы их игра способствовала развитию самоуважения у ребенка. Для участия приглашаются родители, дети которых имеют различные проблемы в поведении: агрессию, капризы, упрямство, непослушание, гиперактивность.
Одна из важнейших задач таких занятий помочь детям и родителям лучше понять друг друга.
Цель тренингарасширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
* развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим миром;
* создание благоприятного психоэмоционального климата при общении.
* формирование чувства доверия к участникам;
*развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению; оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.
Время проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы мы включаем в планирование совместную работу один раз в месяц. Время проведения вторая половина дня, продолжительность 40-50 минут. Количество семей не превышает 6-8 семей. Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог-психолог добивается чувственно-познавательной эго-вовлеченности. Такие как: ролевая игра, психологические этюды, групповая дискуссия, психогимнастика, тренировка поведенческих навыков, анализ ситуации, элементы психодиагностики, рефлексия.
Что ожидается от ребенка во время встреч с родителями на занятиях?
1. Желание принимать активное участие в играх, этюдах, упражнениях.
2. Доброжелательный настрой.
Что требуется от взрослого во время занятий?
1. Терпение.
2. Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.
№
ТЕМА
Срок
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.
Сентябрь
«Остров счастья»
Повышать ответственность родителей за воспитание детей. Помочь родителям научиться понимать душевное, эмоциональное состояние своих детей через мимику, жесты. Формировать в детях уверенность в себе. Закреплять навыки конструктивного поведения в отношениях с родителями. Развивать эмпанию.
2.
Октябрь
«Мы не злюки. Мы друзья!»
Научить взрослых и детей понимать друг другу. Познакомить со способами снятия напряжения. Учить детей различать добрые и злые чувства и поступки. Формировать умение родителей по внешним признакам определять внутреннее состояние своего ребенка. Развивать взаимное уважение родителей и наоборот.
3.
Ноябрь
Декабрь
Январь
«Наши дети!»
Формировать в родителях понимание, что своим влиянием они формируют характер своего ребенка. Закрепить умения родителей уважать личность ребенка. Учить детей высказываться, делиться своими мыслями. Закрепить умения снимать агрессию, контролировать свое поведение.
4.
Февраль
«Моя семья»
Учить детей дружелюбно относиться к членам своей семьи. Формировать умение родителей видеть проблемы взаимодействия своих детей дома. Научить родителей снятию агрессии детей, во время ссор дома.
5.
Март
«Праздник в вашем доме»
Учить детей быть внимательными по отношению к маме, бабушке, сестренке, друг другу. Закреплять понятия, что подарки можно дарить просто так, по желанию, а не только на праздник. Формировать понимание родителей, что своим личным примером они воспитывают своих детей. Развивать умение говорить добрые слова, комплименты.
6.
Апрель
Май
«Мера заботы – стиль воспитания»
Познакомить родителей с тем, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей или чрезмерной опекой. Учить детей пониманию, что родители любят их, даже в те моменты, когда их ругают. Формировать взаимное уважение. Развивать умение демократического стиля воспитания.
Таким образом, специфическими чертами тренинга являются: объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении себя и друг друга, создание атмосферы доверия и творческой свободы, развитие и открытие новых качеств личности. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога – психолога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому совместное проведение тренингов с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе. На наш взгляд эта форма взаимодействия приобретает более открытый и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие педагога-родителей-детей .
По опросам родителей и результатам наблюдения, проведенного после цикла таких занятий, у родителей отмечается повышение уровня родительской компетентности, уменьшается доля критичного отношения к своему ребенку. Родители приобретают навыки решения проблем. У детей формируются нравственные навыки, позволяющие решать конфликтные ситуации и управлять эмоциями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что, введя в работу тренинг – методы нами достигаются более высокие результаты в работе по детско-родительским отношениям.
Литература
1. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О.
Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.
Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)/ Психологические тесты.
Ред. А.А. Карелин – М., 2001,
3. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и
воспитателей. / Л.М. Фридман - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
4. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. / СПб. - 1999.