Алкоголизм – хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни – тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
Наркомания (греч. nаrke – оцепенение, онемение + mania – сумасшествие, безумие) – это заболевание, связанное с употреблением наркотических средств и проявляющееся в резко выраженном влечении к наркотическим веществам, вызывающим у человека ложное ощущение благополучия, веселья, опьянение, наркотического сна. Наркомания сопровождается тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения.
Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Профилактика подростковой наркомании»»
Родительское собрание
«Роль семьи в профилактике подростковой наркомании»
I. (Алкоголизация и наркомания)
Алкоголизм – хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни – тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
Наркомания (греч. nаrke – оцепенение, онемение + mania – сумасшествие, безумие) – это заболевание, связанное с употреблением наркотических средств и проявляющееся в резко выраженном влечении к наркотическим веществам, вызывающим у человека ложное ощущение благополучия, веселья, опьянение, наркотического сна. Наркомания сопровождается тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения.
Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Наркотики и наркотические вещества (конопля тоже)
Алкоголь (пиво тоже)
Некоторые лекарственные средства
Токсические вещества (клей и бензин тоже)
Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:
способны вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
способны вызывать зависимость (психическую и (или) физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;
способны нанести существенный вред, приносимый психическому и (или) физическому здоровью человека;
опасны широким распространением этих веществ среди населения.
II. Прежде, чем говорить о процессе формирования зависимости, рассмотрим психологическую периодизацию детского возраста.
Доподростковый возраст - дети до 12 лет. Характеризуется как младший подростковый возраст.
1. Основная потребность - уважение. Девиз общения: "Если меня уважают, я открыт для понимания".
2. Дети дружат по интересам.
3. Взаимоотношения "учитель-ученик" складываются таким образом: ученик заигрывает с учителем, чтобы его заметили, тем самым, получить уважение. Отсюда вывод - младших школьников надо больше хвалить.
4. Самое важное - формируется самооценка. Образ - Я - представление о самом себе.
Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной.
Адекватная сформируется позже.
Самооценку формируют родители и к 13 годам должна быть сформирована.
Чем в этом возрасте ребенок отличается от взрослого?
1. Дети не всегда могут самовыразиться. Как это объясняется наукой. Еще не сформировано самосознание, самопонимание – это главное отличие человека от животных. Неокортекс – участок мозга, который отвечает за самосознание.
Левое и правое полушария развиваются неодинаково. Правое полушарие, отвечающее за творчество,развивается раньше. Левое, отвечающее за самосознание сформируется только к 18 годам, понимание и отчет своим действиям.
(пример, почему ты побежал? Все побежали и я побежал. Почему избил кого-то, все били и я бил. И на тот момент ребенку кажется, что он поступал правильно).
Дети поступают неосознанно. Ребенок не может объяснить, почему ему плохо и не может оценить свои поступки.
А, как же оценивает себя? То, что слышит о себе от других (надевает на себя разные майки: хорошо о нем сказали - я хороший, плохо - я плохой). Итак, мы наказываем ребенка за свои фантазии, т.к. дети не могут самовыражаться. Дети поступают плохо тогда, когда чувствуют себя плохо!
5. Размышляет о смысле жизни. Эти размышления во многом зависят от своей самооценки, поэтому лучше говорить о них хорошее.
6. Очень важно, мальчиков приучать доводить дело до конца. Формировать чувство ответственности ( как бы работу он не сделал, должен видеть результат своего труда).
Подростковый возраст (12-15 лет), Юность (15-18 лет) - Дети.
1. "Уже не ребенок, но еще не взрослый". Внутренне ощущает себя, как взрослый.
2. Требует отношений к себе на равных.
3. Основная потребность - понимание.
4. Более значимые отношения в группе сверстников.
Взгляды на жизнь у детей и родителей, учителей - разные. Будут делиться своими тайнами, если его поняли, приняли. А понимают подростка, как ему кажется, его сверстники, поэтому идет к ним со своими проблемами, радостями, а не к взрослым.
5. Отношения "учитель-ученик", оценивают учителя, прежде всего, за внешность, затем, личностные качества, профессионализм.
6. Гендерное отличие: девочек надо контролировать (знать друзей, круг общения, места пребывания); мальчикам доверять, давать ответственность.
С девочкой надо говорить и учить чему-то, показывая на личном примере.
Мальчикам надо объяснять, разговаривать.
III. А теперь рассмотрим наркоманию как проблему в цепочке развития ребенка как личности.
1. Настроение у взрослого
в норме счастье - состояние покоя и равновесия, но бывает в жизни полоса белая, полоса черная. У взрослого сформировано самосознание и он решает проблемы самостоятельно.
2. Настроение у подростка резкие спады и подъемы настроения. Если ребенку плохо, он самый несчастный, и очень важно, кто с ним в данный момент будет, кто поможет удержаться на "Горе жизни" (семья, друзья, увлечения, спорт, любовь и т.д.)
3. Наркомания - как проблема. Этапы формирования зависимости:
1. Психологическая проблема (зависимость) Эйфория. Этап первой пробы, очень важен в жизни каждого человека. На этом этапе еще работают защитные механизмы.
7. Дети в большей степени ориентированы на поведение взрослых. Важно, что мы говорим и как поступаем (говорим курить вредно, курим, пить нельзя, застолье дома вместе с детьми и т.д.)
"Самое страшное в жизни - быть никому не нужным"
испытывают это подростки в спаде настроения и старые люди.
2 Этап. Физическая проблема, организм требует. Рождаются мифы - оправдание (я всегда смогу бросить, когда захочу). В этот этап попадают дети, которым плохо и они уже поняли, что могут быстро получить искусственную радость и ему нравится это состояние. Все, кто пробуют вещества в спаде настроения, наркотик "влюбляет" его в себя.
3 Этап. Разрушение клеток головного мозга, самосознания (у подростков еще не сформированное), зависимость физическая и психологическая, вмешательство врачей.
4 Этап. Теряется смысл жизни. Человек становится похожим на животного.
IV. Задача - научить детей получать удовольствия, не употребляя синтетические вещества. Чтобы получить радость, надо приложить усилия, и это норма жизни.
V. Ошибки, которые совершают взрослые во взаимодействии с детьми.
Гармоничная личность, какая?
Человек состоит из тела, души, духовности, по Маслоу Потребности.
Духовность
Душа - потребность в Любви
Тело - низменные потребности
Родители питают тело: кормят, одевают, обувают, квартиры, машины и т.д. Функции семьи очень важны. Родители обязаны удовлетворять все потребности детей. Удовлетворение душевной потребности - Любовь без условий.
1. Зрительный контакт. Какой может быть взгляд (хмурый, ласковый, добрый, злобный, строгий, требовательный). Пример (играли в футбол -выиграли, новые кроссовки). "Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты так поступил, твой поступок...", не переходить на личность.
2. Физический контакт. Обнимать, целовать, ласкать и т.д. при любых "подвигах" детей. До 12 лет дети позволяют себя ласкать, с подростками - как к начальнику в кабинет (постучать, можно, увидеть, что располагает, тогда только обнимать, целовать)
3. Разговор. Когда дети говорят, давай поговорим, надо сразу все бросить и говорить, сначала о чувствах - любовь при любом настроении, а потом обнимать, целовать.
4. Подраздельное внимание. Хотя бы 1 раз в неделю ребенок должен быть самым главным и самым важным.
- Что хорошего произошло?
- Какие переживания?
- Что бы ты хотел?
Нужно знать о потребностях своего ребенка.
Доказано, что родители общаются с детьми 15 минут. И первые вопросы: поел? что получил? (если их удовлетворяет ответ - молодец, люблю тебя, а если нет - ты такой сякой и т.д.)
Никогда не говорить слова "ты опять" что не сделал, "ты всегда, постоянно" не делаешь, не вешать ярлыки. Так как человек разумный, он может все объяснить. Надо формировать духовные качества - честность, нравственность, а главное совесть. Совесть (древнегр. - весть из вне), понятие духовное, внутренний самоупрек, с чем договориться невозможно. Там, где есть выгода, там нет совести. Совесть=Душа.
Понимание ребенка начинается с малого, пример (собирай игрушки, пойдем ужинать, не поинтересовались доиграл, достроил, быстро собрал, быстро поел и т.д. Обычно маленькие дети и не сопротивляются, живут по указке родителей. Подростки на это у же не среагируют. Конфликт. Когда дети говорят, "Мама хочу, купи", дети обычно проверяют родителей на любовь. Мама должна сказать: "И я хочу тебе купить то и то и другое, но не могу пока", сейчас важно купить хлеб, молоко и т.д. С подростками также, "Хочу телефон за 40 тыс. ", "И я хочу купить, но давай вместе подумаем, как мы это сделаем", разделяем с ним как со взрослым меру ответственности. А не так "Учись хорошо - куплю", мы заставляем их играть по нашим правилам.
Здесь важную роль играет самооценка. Детям с заниженной самооценкой нужен атрибут для "крутости", дети ведут себя нагло. Очень важно слышать потребности детей и выполнять перечисленные аспекты, иначе любовь с условиями "Любят не меня, а мои оценки".
Правила общения
Присоединение – стать ближе, рядом, союзником, сказать о своей любви. (пример: плохой поступок, подросток в яме – его осудили одноклассники, учителя – «плюнули», образно говоря, и, если и вы туда же…)
Учиться не обвинять – когда мы обвиняем, мы ребенка отдаляем, и он нас не слышит.
Чтобы ни случилось, уметь отделять поступок от личности.
«Не люби грех – люби грешника»
«Я люблю тебя, но не согласна с твоим поведением»
Мальчиков в присутствии взрослых, значимых для него людей, класса никогда нельзя стыдить.
И еще, надо знать и уметь выделять: Важное и Главное
Девочка: очень важно, конечно, образование, профессия, увлечения, красота и т.д., но Главное в жизни девочки - стать женщиной: варить борщ, печь блины, шить, вязать и т.д. быть опорой и помощницей для мужа.
Мальчики: Главное стать мужчиной: быть надежным, стать опорой, получить профессию, обеспечивать семью.
В Евангелие написано: сотворил Бог Человека – мужчину, а потом из его ребра – помощницу, женщину. Народная мудрость гласит: «Муж в семье голова, а жена – душа».
Право выбора – если отнимать это право, ребенок протестует.
(пример: «Ребенок украл», вспомнили «ту яму», родители начинают говорить при всех: «Дай нам обещание, что больше так не будешь делать». Ребенок в этих условиях даст любое обещание, им руководит чувство страха, лишь сейчас выпутаться из этой ситуации.
А, если снова будет соблазн украсть – снова красть.
Как же надо вести себя:
Мы тебя любим
Мы тебя понимаем
Мы хотим, чтобы ты нас понял, мы желаем тебе добра, счастья
Право выбора, когда ты будешь один, думай сам
Когда вдруг, он опять попадет в такую ситуацию, он вспоминает: