«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность.
Люди победили чуму,малярию, тиф, но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть…»
Ч.Айтматов
2слайд
Обоснование темы: «Наркозависимость - одна из самых актуальных проблем человечества», - этого утверждения придерживается большинство людей, в том числе и я. Изучая эту проблему с биологической точки зрения, я задалась вопросом, какое осмысление наркомании дает литература. Ведь литература – это отражение действительности. По рекомендации учителя познакомилась с произведениями Н.В.Гоголя "Невский проспект",М.А.Булгакова «Морфий»,Л.Н.Толстого «Анна Каренина»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"
Во время осмысления поднятых в произведениях проблем и появилось желание выяснить, как раскрывается тема наркозависимости в литературе. Эта тема мне близка, так как я являюсь представителем молодого поколения. Сейчас в Казахстане есть наркоманы разного возраста, но именно подростковая наркомания наиболее страшна
3 слайд
Актуальность данной темы
Актуальность выбранной темы исследования обосновывается тем, что проблема наркомании стоит в настоящее время очень остро. А в русской литературе тема наркозависимости реально изображается в произведениях Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха". И исследование на данном литературном материале дает возможность увидеть и прочувствовать весь трагизм героев, степень их деградации, вследствие распада их личностей
Так как борьба с наркоманией в первую очередь должна быть направлена на профилактику этой пагубной привычки, то лучшей профилактикой для моих сверстников может стать чтение произведении, где с большой достоверностью изображены трагические судьбы Анны Карениной, художника Пискарева, доктора Полякова, малолетного наркомана Лёньки.
4 слайд цель работы
Исследование проблемы наркомании на литературном материале
Проследить особенности раскрытия темы наркозависимости в русской литературе на примере произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха".
Предоставить объективную информацию о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения на примере злоупотребления ими литературными героями
5 слайдЗадачи работы :
Выяснить, как отражается реальная действительность в литературе на основе произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"
Обнаружить причины, подтолкнувшие героев к наркотикам;
Подвести к осознанию сущности наркотической зависимости
Формировать устойчиво-негативное личностное отношение к наркомании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность...Люди победили чуму ,малярию , тиф , но пьянство, наркомания, СПИД , словно злые джинны, терзают человечество. эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть…»
Ч. Айтматов
Обоснование темы:
«Наркозависимость - одна из самых актуальных проблем человечества»,- этого утверждения придерживается большинство людей, в том числе и я. Изучая эту проблему с биологической точки зрения, я задалась вопросом, какое осмысление наркомании дает литература.Ведь литература – это отражение действительности. По рекомендации учителя познакомилась с произведениями Н.В.Гоголя "Невский проспект",М.А.Булгакова «Морфий»,Л.Н.Толстого «Анна Каренина»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"
Во время осмысления поднятых в произведениях проблем и появилось желание выяснить, как раскрывается тема наркозависимости в литературе. Эта тема мне близка, так как я являюсь представителем молодого поколения. Сейчас в Казахстане есть наркоманы разного возраста, но именно подростковая наркомания наиболее страшна
Актуальность данной темы
Актуальность выбранной темы исследования обосновывается тем, что проблема наркомании стоит в настоящее время очень остро. А в русской литературе тема наркозависимости реально изображается в произведениях Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха". И исследование на данном литературном материале дает возможность увидеть и прочувствовать весь трагизм героев, степень их деградации, вследствие распада их личностей
Так как борьба с наркоманией в первую очередь должна быть направлена на профилактику этой пагубной привычки, то лучшей профилактикой для моих сверстников может стать чтение произведении, где с большой достоверностью изображены трагические судьбы Анны Карениной, художника Пискарева, доктора Полякова, малолетного наркомана Лёньки.
Цель работы
Исследование проблемы наркомании на литературном материале
Проследить особенности раскрытия темы наркозависимости в русской литературе на примере произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха".
Предоставить объективную информацию о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения на примере злоупотребления ими литературными героями
Задачи работы :
Выяснить, как отражается реальная действительность в литературе на основе произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"
Обнаружить причины, подтолкнувшие героев к наркотикам;
Подвести к осознанию сущности наркотической зависимости
Формировать устойчиво-негативное личностное отношение к наркомании
Методы исследования:
Метод анкетирования: один из этапов исследовательской работы включал в себя анкетирование. Респондентами стали учащиеся 10-11 классов.
Из 20 опрошенных на вопрос «Является ли проблема наркозависимости актуальной сегодня» все ответили «Да» (100%). Такие результаты анкетирования подтверждают актуальность выбранной темы.
Сопоставительно-сравнительный анализ художественных произведений Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха".
Предмет исследования
Описание использования наркотиков
и их последствия в произведениях Н.В.Гоголя "Невский проспект",
Л.Н.Толстого "Анна Каренина",
М. Булгакова «Морфий»,
Ч.Т.Айтматова "Плаха".
Результаты исследования можно использовать при проведении классных часов,
«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно , не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность...
Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались
забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось
бы заглянуть.»Ч.Айтматов
Я не случайно выбрала эпиграфом к своей работе эти слова Ч.Айтматова. Ведь проблема наркомании, как пишет писатель,существует давно, но долгое время её как бы не замечали. Человечество само того не желая и не замечая долгое время ужасных последствии подвергало себя риску наркозависимости .В процессе своей исследовательской работы я проследила путь превращения безобидных маковых головок,кустов конопли в смертоносный яд в руках алхимиков , а в современной жизни алчных наркоторговцев.
Путь превращения безобидных маковых головок , кустов конопли в смертоносный яд в руках алхимиков , а в современной жизни алчных наркоторговцев
С веществами, которые теперь называютнаркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль.
Бедуины, отправляясь в дальний переход, запасались бангом - смолой, известной под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
В начале девятнадцатого века стали появляться синтетические наркотики, созданные учеными искусственно. Спустя полвека в Европе стал популярен напиток – абсент. «Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы. Напиток «кока-кола» также изначально содержал наркотические вещества из листов американского растения – коки. Именно оно дало миру кокаин.
НАРКОМАНИЯ - ЧТО ЭТО?
Из этимологического словаря я узнала, что термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos – усыпляющий).
В настоящее время термин «наркотическое вещество»
(наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Также я узнала что слово, «Narke» на древнегреческом означает «ступор» - неподвижность, беспамятство(помрачение сознания).
Конечно же это значение вполне совпадает с тем действием , которое оказывает наркотик на человека . Ведь прием наркотиков приводит к тяжелым психическим расстройствам , а ещё страшнее
-к медицинским и социальным последствиям, распаду личности больных, росту ВИЧ-инфекции,СПИДа и преступности.
Причины наркозависимости
Социальные
Биологические
Психологические
Социальные причины наркомании
Сторонники социальных причин основываются на распространении наркомании среди определенных социальных групп: преступники, социально низкие слои населения и напротив, представители богемы, в среде которых распространение наркотиков возникает из-за «моды» на их употребление.
Биологические причины наркомании
К биологическим причинам относятся такие вызываемые стрессом расстройства, как агрессивность, антисоциальное поведение, разрушительное поведение, жестокость, а также эмоциональные расстройства, в виде депрессии, фобии, тревоги, суицидальных намерений.
Основной причиной возникновения биологических причин наркомании является тяжелая обстановка, насилие или одиночество , отчужденность и непонятость в семье, приводящая к нарушению контактов с окружающими.
Психологические причины наркомании
К психологическим причинам наркозависимости относят такие черты личности, которые делают ее уязвимой, неустойчивой к действию наркотических средств. Личности наркомана свойственны черты незрелости – это неустойчивость и не выраженность интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, внушаемость, чувство стадности, высокая зависимость от мнения окружающих, а также неадекватная самооценка, завышенные притязания, слабый самоконтроль, низкая стрессоустойчивость, пассивное поведение и др.
Результат анкетирования
Среди важных причин выделяют стресс (5 чел.), плохую компанию
(5 чел.), желание быть«взрослым»(6 чел.), интерес (7 чел.), проблемы
(4 чел.), слабый характер (3 чел.), а также доступность наркотиков, потеря смысла жизни.
Отношение к наркомании
На вопрос«Как вы относитесь к наркомании, к болезни, которая разрушает личность?»мои сверстники ответили не однозначно. Отрицательно относится к этому явлению 28 человек (93, 3 %). Все равно 2 обучающимся (6, 7%).
Проблема профилактики наркомании у подростков (притча о тонущих детях)
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
Третий путник им ответил : «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь.
Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактикой.
Такова ,на мой взгляд ,роль художественной литературы - реально показать через художественные образы все ужасы наркозависимости , показать пути преодоления наркомании
Тревожные «звоночки» будущим поколениям посылали нам писатели прошлых столетий! Они своими произведениями тоже преподносят нам «уроки жизни».
Проблема влияния наркотиков на судьбу человека в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Герой Н.В. Гоголя в «Невском проспекте», не справившись с реалиями жизни, ищет забвения, избавления от душевной боли в наркотиках. Финал повести трагичен: талантливый художник Пискарев, человек с трепетным сердцем и чистыми помыслами погибает от воздействия наркотиков, не справившись с жестокой реальностью
Была ли Анна Каренина, героиня знаменитого романа Л.Н. Толстого, наркоманкой?
Вот эпизод романа, в котором Анна страдает после тяжелых родов.
«- Боже мой, боже мой! Когда это кончится? Дайте мне морфину. Доктор! Дайте же морфину. Боже мой, боже мой! И она заметалась на постели».
Это пока всего лишь обращение к препарату морфия, как обычному обезболивающему средству. Но неоднократный его прием вызывает привыкание. Нравственные страдания, связанные с любовью к Вронскому, бесконечными мыслями о нем начинают преодолеваться героиней с помощью того же «обезболивающего» средства:
«- Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я ни думала и не упрекала себя за то, что думаю... потому что мысли об этом могут с ума свести. С ума свести, - повторила она. - Когда я думаю об этом, то я уже не засыпаю без морфина».
Это - уже явная стадия привыкания и невозможности обойтись без наркотика: «Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню».
Наконец, все, что окружает Анну, начинает казаться ей каким-то сплошным одурманивающим миром, воспринимаемым и ощущаемым сквозь призму чисто наркотических ощущений: явь и сон, реальность и бред смешались в сознании Анны, являясь безобразным «стариком» в углу комнаты. Финал романа нам всем известен…
Наглядным примером губительной наркозависимости является рассказ «Морфий» Булгакова, рассказ, который производит очень сильное впечатление, демонстрируя деградацию, постепенную неизбежную смерть молодого врача, пристрастившего к наркотикам.
Рассказ М.Булгакова «Морфий»
Трагичная судьба доктора Полякова
Драма Полякова-лишнее подтверждение того, что болезнь эта социальная, охватывает все общество
На этих примерах я строю свои аргументы против наркотиков. Я часто рассказываю о них тем, кто не читал этих произведений.
Великие писатели-классики XIX столетия дают нам наглядный урок трагического исхода приема наркотиков независимо от того, какая причина лежит в основе наркомании .
Проблема наркоманиивромане Ч.Айтматова «Плаха»
Впервые острую социальную и нравственную проблему затрагивает в своем романе “Плаха”Ч.Айтматов.
В романе показывается судьба совсем еще юного, пугливого и добродушного Леньки, судьба двадцатилетнего, смышленого от природы Петрухи. Но эти люди уже “озлоблены на мир”, и у них одна цель в жизни: собрать побольше анаши и получить за нее большие деньги.
Авдий Каллистратов — сын священника, изгнанный как “еретик - новомысленник”. Авдий Каллистратов верил, что можно вернуть наркомана к нормальной жизни, но на собственном опыте убедился, что это невозможно. А если и возможно, то только в редких случаях и если у человека есть сила воли. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможность пожить в иллюзиях. Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, но все-таки, на мой взгляд, он не показывает всех самых черных красок. Автор пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь
Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли может помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Этим писатель хочет показать, что для того, чтобы справиться с этой чумой XX века, нужна не одна пара рук. Протянуть руку помощи должны все. Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманией отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения, но одного его слишком мало.
Авдий Калистратов одинок в борьбе с наркоманией
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь
Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином на поле боя за правду! Тревога — вот главный мотив романа. Это тревога за утрату веры в высокую мораль, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь. Наркомания— чума XX века. И с каждым днем больных становится все больше и больше. Каждый день наркотики становятся причиной чьего-то последнего вздоха. Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В романе трагический конец героя, пытающегося разобраться в проблеме наркомании и убитого наркосборщиками, звучит как набат: «Люди, опомнитесь! Люди, оглянитесь: мы в опасности!»
Необходимость борьбы с вырвавшимся на свободу
наркотическим монстром встала сейчас как одна
из острейших общественных проблем, не терпящей
ни малейшего отлагательства, и перед каждым
из нас, кому сейчас16-20лет.
М.Ю.Лермонтов знал правила ведения кулачного боя
и хорошо фехтовал
А.С.Пушкин увлекался верховой ездой,
боксом и плаванием
Л.Н.Толстой занимался бегом, плаванием, коньками, гимнастикой на турнике и брусьях. Гиревой спорт, катание на велосипеде, пешие походы, верховая езда – вот неполный перечень занятий, которые укрепляли здоровье писателя. Он прожил долгую жизнь, благодаря занятиям физическими упражнениями и спортом. Об увлечении катанием на коньках Лев Николаевич Толстой написал в своих произведениях «Детство» и «Юность».
Учащиеся , мои сверстники , искренне
сопереживали герою фильма Полякову ,
наглядно увидели все ужасы наркозависимости .
По решению Министерства здравоохранения Казахстана с 2013 года реализуется трехлетняя научно- исследовательская программа, пилотный проект которой запускается в Павлодаре.
В эксперименте участвуют десять школ. Суть в том, что за счет точной компьютерной диагностики специалисты выявляют уязвимое звено учащегося, который еще не пробовал наркотики. С ним выстраивают работу таким образом, чтобы выработать устойчивость к предложениям наркоторговцев.
- Если эксперимент в Павлодаре принесет ожидаемый результат, то мы будем рекомендовать его распространение на всю республику, -говорят в министерстве . - Как бы критично мы ни относились к проделанной работе, от 90 до 100% запланированных мероприятий было реализовано, и их результат тоже видим. И есть отчетливая перспектива, что в обозримом будущем можно обеспечить обратное развитие проблемы.
В наших руках будущее Казахстана , на нас лежит ответственность родить и воспитать свободное от наркотиков поколение! И начинать это делать нужно уже сейчас, занимаясь саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Я и мои друзья выбираем жизнь! Считаю, что поможет и помогает нам наше культурное наследие, высокая мораль литературы!