Родительское собрание по профориентации
« Профессия - выбор без ошибки»
Участники: дети и родители (семейные команды)
Оборудование: презентация о востребованности профессий в г. Орске, буклет «Профессия- выбор без ошибки», распечатка «Алгоритм выбора профессии», бланки теста ДДО, яблоко, круги, бланки карточек для заполнения,мячик., распечатка «Учебные заведения г Орска»
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, это сакраментальное - «Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы еще не ошибиться с выбором.
Тема сегодняшнего родительского собрания « Профессия - выбор без ошибки». Собрание наше необычное, вместе с детьми.
- Поднимите руку, кто задумывался над вопросом «Кем быть?».
- Встаньте те, кто дома обсуждает этот вопрос с родителями?
- Погладьте себя по голове, кто точно решил кем будет.
- Похлопайте в ладоши, кто хочет пойти по стопам родителей
- Потопайте, кому нужна помощь в выборе профессии.
Исторический экскурс: в 18-19 веках существовало 4 сословия - крестьяне, купцы, служащие, аристократы…
Сегодня, в мире существует более 20 тысяч профессий, одни профессии умирают (трубочист, кучер), другие рождаются (эколог, нанотехнолог). Проблема выбора профессии сегодня стоит особенно остро, почему? Потому что мама советует учиться рядом с домом, папа приобрести денежную специальность, друг зовет в техникум за компанию, а я вообще хочу в … Как тут быть? Попробуем разобраться с этим вопросом.
Разминка:
- Назовите, перекидывая мячик (какие профессии выбрали ваши сверстники предыдущих выпусков)
- Опишите яблоко с точки зрения (дворника, врача, художника)
Сегодня, каждый из ребят получает карту, которую нужно заполнить к окончанию родительского собрания.
Этап 1. «Круги»
Чтобы выбрать профессию нужно совместить множество критериев. Надо (востребованы в обществе, хорошо оплачиваются), хочу (интерес), могу (здоровье позволяет, знания есть). Как должны быть расположены круги.
Работа в группе с кругами (3мин), представление своего мнения.
Комментарий психолога.
Этап 2. «Типы профессий»
- Назовите какие профессии относятся к Ч-Ч, Ч-Зн, Ч-Т, Ч-Х.О, Ч-П.
- А теперь наоборот, профессия (список) – тип профессии
- Даже эти типы профессий делятся на подгруппы. Назовите разные специальности: учитель, врач, продавец, строитель, водитель
- Тест. ДДО. Занесите результат в карту.
Этап 3. «Мнение семьи»
Очень часто в семье существует недоговоренность об интересах детей и семейными возможностями. Давайте проверим ожидания родителей и ребят. Родители пишут на листочках.
Упр. Отдельно родители (дети вышли за дверь)
- Я хочу (Мой ребенок) учиться рядом с домом (уехать в другой город, пошел в 10 класс).
- Я (мы) буду учитывать финансовые возможности своей семьи при выборе учебного заведения
- Я ( мой ребенок) имею склонности к проф.сфере ( Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Зн, Ч-П, Ч –Х.О)
- Я (мой ребенок) задумываюсь о специальности….
- Я (Мой ребенок) выберу профессию, которая мне нравится, денежная, востребованная на рынке труда, куда легче поступить
- Я (мой ребенок) лучше всего могу сдать экзамены по…
Далее учащиеся и родитель садятся спиной друг к другу, учащийся отвечает устно, сравниваем в конце количество совпадений.
Заносим результат в карту.
Этап 4. «Возможность получить образование»
Упр. в группе. Даются распечатки. Соотнеси список специальностей – и учебное заведение г.Орска.
Представляем результат.
Занеси в карту возможность получения образования.
Этап 5. « Востребованность профессий»
По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности рабочие и работников сферы услуг, но выпускники с упорством несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста и экономиста.
Показ презентации о востребованности профессий в Орске и по России.
Если твоя профессия востребована отметь в карте.
Этап 6. «Алгоритм выбора профессии»
Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Я, предлагаю вам, в группе создать алгоритм выбора профессии.
Работа в группе (5 мин), представление результата.
Комментарий психолога:
Алгоритм.
- Реши, сколько классов ты заканчиваешь в школе (9-11классов).
- Определись, какие предметы в школе ты знаешь лучше всего.
- Выбери уровень учебного заведения (училище, техникум, вуз)
- Реши с родителями в каком городе будешь учиться.
- Зайди на сайты учебных заведений - выбери специальность.
- Готовься к экзаменам по профильным предметам.
Этап 7. «Заполни карту»
Заполните оставшиеся графы сделайте выводы.
Помните, профессия как размер обуви - у всех разная, как и способности, здоровье, темп работы у каждого свой.
Представляем напутственное слово родителям…
Заключение:
В 15-17 лет, по мнению многих учёных и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность. Он познаёт и осознаёт свою индивидуальность. Становление самосознания сталкивает юношей и девушек с рядом вопросов: «Кто я?», «Каково моё место в мире?», «Кем быть?». Поиск ответов на эти и другие вопросы представляет собой процесс осознания самого себя как личности, что необходимо для самоутверждения человека.
На память о встрече психолог раздает буклеты «Профессия – выбор без ошибки».