kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конфликты и пути их решения. Групповое занятие с психологом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи занятия предполагают групповую форму работы. Занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. 

Цель: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи:

·        познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;

·        ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

·        применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

·        развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты и пути их решения. Групповое занятие с психологом »

"Конфликты и пути их решения"

Час общения

(7 класс)

Составила: педагог-психолог

МБОУ СОШ № 48 г.Орла

Асташкина Т.М.

Цель: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;

  • ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

  • применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

  • развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Ход занятия:

ПСИХОЛОГ: Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо - плохо».



  1. Разминка. ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

ПСИХОЛОГ: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра? (ответы детей)

ПСИХОЛОГ: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое.  И от того, как мы  относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.



  1. Беседа «Конфликты».

А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты?

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя, чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний. Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например – тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете? (Ответы детей)

ПСИХОЛОГ: А какие конфликты в последнее время  случались у вас? (Ответы детей)

ПСИХОЛОГ: Какие чувства вы тогда испытывали? (Ответы детей)

ПСИХОЛОГ: Предлагаю вам познакомиться с моделями конфликтных реакций:

1. Вулкан (непредсказуемые вспышки)

2. Глиняный горшок (медленно разогревается)

3. Волна (спорный вопрос кажется решённым, но позже поднимается снова)

4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид не высказывает никакой ракции)

5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)

ПСИХОЛОГ: Также существуют рекомендации как управлять  собой и окружающими.

1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.

4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.

5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

ПСИХОЛОГ: Иногда в результате спора, конфликтной ситуации происходят какие-то положительные изменения в жизни человека, но чаще это неприятности и неприятные эмоции. Давайте послушаем, как вы  предпочитаете выходить из конфликтных ситуаций. Конечно, в зависимости от ситуаций вы поступаете по-разному. Мы разобьемся на группы и проинсценируем (или обсудим) несколько ситуаций. И сразу попробуем решить, как можно было конструктивно, положительно решить эти  конфликты.



  1. Обсуждение ситуаций.

1. Виктор и Сергей - хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем и попросить его поскорее вернуть деньги.

2. Вы стоите в магазине у прилавка с протянутым чеком. Подошла ваша очередь, вы открыли рот, чтобы назвать товар, который вы хотели приобрести, но вдруг впереди вас без разрешения протискивается некто и громко просит продавца показать ему нечто...

3. Ваш лучший друг постоянно опаздывает на встречу с вами. Вот и в этот раз, когда вы собрались вместе посмотреть интересный фильм, он (она) опоздал (а) на час. Идти в кинотеатр уже нет смысла, а вам этого так хотелось...

Выскажите свои упреки в адрес своего друга без агрессии, но так, чтобы он (она) больше никогда не захотел (а) так с вами поступить.

1. Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема.

2. Изложите свои требования.

3. Выясните мнение партнера о вашем требовании, его ответ.

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его.



4. Мозговой штурм «Как избавиться от гнева и обиды»

Участники предлагают свои варианты, ведущий записывает их на доске.



5.«Разрядка гнева».

Цель: обучение приемлемым способам разрядки гнева, отреагирование негативной ситуации в целом.

Инструкция: «Сейчас я вам приведу несколько приемов, какими приемлемыми способами можно разрядиться от гнева:

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя рупор (или трубку, сделанную из картона);

5) пинать ногой подушку или консервную банку;

б) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать (поджечь) и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картон или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут».

Потом идет обсуждение по кругу кому какие способы наиболее подходят. Ребята могут поделиться опытом, к каким они сами прибегают приемам. Чаще это конструктивные или деструктивные способы. Участникам предлагается пара способов разрядки напряжения: 1. порвать или скомкать с силой бумагу и зашвырнуть ее подальше; 2. Написать на листе бумаги всё, что они думают о своем обидчике, нарисовать его карикатуру, смять и выкинуть.



ПСИХОЛОГ: Мы подошли к основным правилам разрешения конфликтов:

  • в конфликте не бывает победителей.

  • встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»

  • детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.

  • расскажите о своих чувствах в данной ситуации.

  • выслушайте оппонента - не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.

  • не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации (Я хотел бы… Я вас прошу…)

  • контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей).

ПСИХОЛОГ: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь  подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?



6. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Дети заполняют мини-анкеты.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Разработка урока психологии по теме «Конфликт. Стили разрешения конфликтов» Полетыкина С.В.

  2. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов (Хрестоматия по социальной психологии)-М., Международная педагогическая академия, 1994

  3. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога, М., Просвещение,2005

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.  Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001



Приложение 1

Ситуации для обсуждения

1.Виктор и Сергей - хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем и попросить его поскорее вернуть деньги.

Выскажите свои упреки в адрес своего друга без агрессии, но так, чтобы он (она) больше никогда не захотел (а) так с вами поступить.


1. Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема

2. Изложите свои требования

3. Выясните мнение партнера о вашем требовании, его ответ

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его



2. Вы стоите в магазине у прилавка с протянутым чеком. Подошла ваша очередь, вы открыли рот, чтобы назвать товар, который вы хотели приобрести, но вдруг впереди вас без разрешения протискивается некто и громко просит продавца показать ему нечто...

Выскажите свои упреки в адрес своего друга без агрессии, но так, чтобы он (она) больше никогда не захотел (а) так с вами поступить.


1. Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема

2. Изложите свои требования

3. Выясните мнение партнера о вашем требовании, его ответ

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его



3. Ваш лучший друг постоянно опаздывает на встречу с вами. Вот и в этот раз, когда вы собрались вместе посмотреть интересный фильм, он (она) опоздал (а) на час. Идти в кинотеатр уже нет смысла, а вам этого так хотелось...

Выскажите свои упреки в адрес своего друга без агрессии, но так, чтобы он (она) больше никогда не захотел (а) так с вами поступить.


1. Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема

2. Изложите свои требования

3. Выясните мнение партнера о вашем требовании, его ответ

4. Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конфликты и пути их решения. Групповое занятие с психологом

Автор: Асташкина Татьяна Михайловна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "урок на тему "Свобода и моральный выбор" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-na-tiemu-svoboda-i-moral-nyi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "114924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411738479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства