kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конфликты и пути их разрешения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конфликты и пути их разрешения" »

Круглый стол "Конфликты и пути их разрешения"


Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи :

  1. определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”;

  2. рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;

  3. на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Основные понятия: конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Ход мероприятия

1. Приветствие.

- Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Сегодня мы поговорим о конфликтах и способах их разрешения.

- Как мы можем определить “конфликт”?

2. Упражнение “Паутина конфликтов”.

Процедура проведения. В центре доски пишется слово “конфликт” и очерчивается кругом. Учащимся предлагается назвать ассоциации, вызванные этим словом. Учитель записывает каждую ассоциацию, соединяя слова линией с основным кругом. Если дети называют ассоциации, относящиеся к уже названным, учитель соединяет их непосредственно с ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у детей сохраняется интерес.

Обсуждение и анализ.

Как мы можем определить “конфликт”? Что общего имеют определенные нами конфликты? Что вызывает конфликты? Что усугубляет их? Что предотвращает или разрешает конфликты? 

Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели ,интересы, взгляды .

Для возникновения конфликтов необходима конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Необходимо знать о «сигналах конфликта».

3. Введение понятия “сигналы конфликта”Разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Какими? Кризис. Это “крайний предел”, который характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и т.д. Напряжение.Взаимоотношения с человеком становятся источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение и раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту. Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать. Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов. Задание учащимся. Опишите ситуации, когда подобные сигналы возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к возникновению конфликтных ситуаций. Выступления учащихся И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

4. МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

  • Конфликтная ситуация

  • Инцидент

  • Конфликтное взаимодействие

  • Разрешение конфликта: конструктивное или деструктивное

5. Анализ стратегий поведения в конфликте

С точки зрения их эффективности. Организация совместного обсуждения. Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких “конфликтных привычек”. Существуют несколько стратегий поведения в конфликте. Все нижеперечисленные действия являются формами стратегии избегания (ухода): молчание; демонстративное удаление; обиженный уход; затаенный гнев; депрессия; игнорирование обидчика; едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной; переход на “чисто деловые отношения”; полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной. Давайте рассмотрим “плюсы” и “минусы” использования этой стратегии.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем: вы делаете вид, что все в порядке; продолжаете действовать, как будто ничего не произошло; миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой; ругаете себя за вашу раздражительность; пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели; молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести; подавляете все ваши негативные эмоции. Насколько эффективна эта стратегия?

Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции): вы стремитесь доказать, что другой человек не прав? дуетесь, пока они не передумают; перекрикиваете других; применяете физическое насилие; не принимаете явного отказа ; требуете безоговорочного послушания; призываете на помощь союзников для поддержки; требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений. Как вы относитесь к этой стратегии?

Многие выбирают стратегию компромисса как значимую. Вы реализуете стратегию компромисса, если: поддерживаете дружеские отношения; ищете справедливого решения; делите предмет желаний поровну; избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве; получаете что-то и для себя; избегаете столкновения в лоб; уступаете немного ради поддержания отношений. Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии.

Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества. Как, по вашему мнению, в чем она заключается и возможно ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны? Обсуждение.

6. Алгоритм стратегии сотрудничества.

  • определите потребности всех участников;

  • постарайтесь их удовлетворить;

  • признайте ценности других, равно как и ваши собственные;

  • старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;

  • ищите творческих и неординарных решений;

  • не щадите проблему, щадите людей.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране).

7. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Позитивные

Негативные

1. Познание друг друга

1.

2.

2. Социальная пассивность

3.

3.Снижение качества деятельности

4. Развитие личности

4.Депрессия. Угроза здоровью

5.Ослабление психической напряженности

5. Ощущение насилия, давления

6. Повышение авторитета, самооценки

6.

Как же вести себя в конфликтной ситуации?

8. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

Выделить суть проблемы.

Увидеть ее со стороны.

Поставить себя на место другого человека.

Найти конструктивное решение проблемы.



10. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА бывает :  

Конструктивное  

Деструктивное

Юмор

Угрозы, насилие

Уступка

Грубость, унижение

Компромисс

Переход на личности

Сотрудничество

Уход от решения проблемы

Осознание позиций сторон

Разрыв отношений

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов. Как называется такое поведение, когда человек терпимо относится к чужому образу жизни, мнению, ценностям? Правильно, такое поведение называется толерантным

Итог: Что нового для себя вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше мнение о конфликте? А сейчас у каждого есть возможность оценить своё собственное поведение в конфликтной ситуации. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

















Приложение 1

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО – поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему…

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.


Бланк ответа


вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы


сумма

«А»

1


6


11



«Б»

2


7


12



«В»

3


8


13



«Г»

4


9


14



«Д»

5


10


15




Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
























Приложение 2

ПАМЯТКА « Как избежать конфликта»


  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

  • Критикуйте, но не критиканствуйте.

  • Чаще улыбайтесь.

  • Во всем надо знать меру.

  • Сказать правду тоже надо уметь!

  • Будьте независимы, но не самонадеянны.

  • Не превращайте настойчивость в назойливость.

  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

  • Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”;

  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Конфликты и пути их разрешения"

Автор: Боярко Татьяна Николаевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Классный час "Пути разрешения конфликтов" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyichasputirazrieshieniiakonfliktov9klass"
    ["file_id"] => string(6) "280069"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453311639"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Родительское собрание в 10 классе Тема: «Конфликты в семье: родители и дети.  Пути разрешения конфликтов». "
    ["seo_title"] => string(112) "roditiel-skoie-sobraniie-v-10-klassie-tiema-konflikty-v-siem-ie-roditieli-i-dieti-puti-razrieshieniia-konfliktov"
    ["file_id"] => string(6) "180378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425172887"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация на тему: "Причины возникновения конфликтов . Пути их устранения. "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-na-tiemu-prichiny-vozniknovieniia-konfliktov-puti-ikh-ustranieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207079"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430328014"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Пути разрешения конфликтных ситуаций""
    ["seo_title"] => string(42) "puti_razrieshieniia_konfliktnykh_situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "349216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476462757"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок обществознания по теме: Конфликты в обществе "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-konflikty-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "115043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411801510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства