kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дороги, которые мы выбираем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка мастер-класса поможет школьному психологу пр организации профориентационной работы со старшеклассниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дороги, которые мы выбираем»

- Добрый день! Я рада встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что в течение всего занятия будет присутствовать доброжелательная атмосфера.

Сегодня мы с вами проведем психологическое занятие «Дороги, которые мы выбираем».

Начнём с игры. Необходимо назвать как можно больше профессий на заданные буквы. На слайде даны буквы К, М, Ф, П.

- Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни человека. А чтобы столько времени заниматься одним делом с любовью и интересом, необходимо правильно выбрать профессию. Что бы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Не менее важно иметь представление о существующих в мире профессиях.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

Дж. Голсуорси

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)

- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий)

Климов Евгений Александрович – отечественный психолог, специалист в области психологии труда. Создал классификацию профессий по предмету труда. Он выделил 5 предметов труда, а соответственно 5 типов профессий.

1. Человек – человек

2. Человек – природа

3. Человек – техника

4. Человек – знак

5. Человек – художественный образ





Давайте попробуем вместе с вами проанализировать, что обозначает каждый из типов и назовем профессии, которые к ним относятся.



1. Человек – человек

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

2. ЧЕЛОВЕК (Ч)

Эффективное взаимодействие между людьми

Терпение

Требовательность

Умение брать ответственность на себя

Контроль эмоций

Врач

Медсестра

Учитель

Воспитатель

Официант

Юрист

Продавец

Парикмахер

Экскурсовод



2. Человек – природа



Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

3. ПРИРОДА (П)

Исследование

Изучение

Использование природных ресурсов

Уход

за животными/растениями

Лечение

животных/растений

Деятельностная любовь (не созидательная!)

Выносливость

Заботливость

Терпеливость

(отсроченные результаты)


Агроном

Селекционер

Зоотехник

Ветеринар

Кинолог

Растениевод

Геолог

Охотовед

Эколог

Мелиоратор

3. Человек – техника

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

1. ТЕХНИКА (Т)

Производство Обслуживание

Проектирование

Практический склад ума

Творческие способности

Точность

Хорошее здоровье


Инженер

Конструктор

Лётчик

Машинист

Водитель

Электрик

Строитель

Автослесарь

Горнорабочий

Испытатель



4. Человек – знак

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

4. ЗНАК (З)

  • тексты

  • формулы

  • знаки

  • коды

  • графики

  • диаграммы

  • чертежи

Использование устной и письменной речи

Работа с документами и цифрами

ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЫШЛЕНИЮ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЮ

Умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов

Представлять и понимать характеристики (реальных предметов и объектов), стоящие за знаками


Экономист

Бухгалтер

Лингвист

Математик

Программист

Нотариус



5. Человек – художественный образ

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х.О.)

Создание произведений искусства

Изобразительная

Музыкальная

Литературно-художественная

Актёрско-сценическая

деятельности

Творческие способности

Талант

Трудолюбие


Художник

Писатель

Композитор

Актёр

Музыкант-исполнитель


А сейчас проведём игру дискуссию “Кто нужен нашему городу”.

Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

Обсуждение:

1. Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

Выводы жителей города.

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.

Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Житейский способ выбора профессии.

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

Ищите путь к себе,

Он не всегда просторен,

Но он всегда в цене,

Хоть труден и скалист.

Нелегкий путь к себе,

Он не всегда проторен,

Не каждый в том пути

Упорный оптимист…

Я хотела бы вам рассказать о профессии психолог. Я не буду говорить о тех должностных обязанностях, которые он выполняет. Я хотела бы вас познакомить с некоторыми моментами, которые под силу разрешить психологу.

Для начала я хотела бы провести с вами Методику «Градусник» (разработанная Николаем Петровичем Фетискиным) проводится на первом и заключительном этапах мастер-класса.

Цель: выявление эмоциональных состояний «здесь и сейчас».

Инструкция:

Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, Деления на шкалах соответствуют уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – напряжения).

Интерпретация данных:

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней, от 37 до 38 градусов - высокой, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет — оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет — цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет — как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться с всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет — переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение? (ведущий акцентирует внимание участников на сделанном выборе).

Упражнение «Путь к себе»

- Перед вами находятся 4 разных предмета: морковь, кофе, деревяшка, яйцо. Ваша задача выбрать для себя понравившийся предмет. 

- А теперь закроем глаза и представим, что происходит с этими предметами в кипятке. Изменились ли они? Каким образом? 

- Да, многие из вещей изменились как внешне, так и внутренне. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат. С чем можно ассоциировать такое превращение? 

- Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному. 

Для чего человеку даются внешние тяжёлые обстоятельства?

Для того, чтобы мы - изменились под их воздействием, для чего же ещё! Ну а для чего же нам меняться, спросите Вы?

Ответ - прост. Всё дело в том, что только изменяясь под влиянием внешних агрессивных обстоятельств, человек может обнаружить свою истинную природу. Для того, чтобы из глыбы мрамора родился шедевр, его должен обтесать резец скульптора. Для того, чтобы комок бесформенной глины стал прекрасной утварью, которая и через века будет украшать собой частную коллекцию или музей, эту глину должен вначале безжалостно измять пальцами - гончар, демиург, а затем, обжечь - горячая печь.

“Найти себя” - это ведь и есть цель жизни человека. С этим согласна и психология, и религия, и философия. С этим не согласны только те, кого в данный момент мнут пальцами или запихивают в огонь...

Я расскажу старую притчу о том, как по-разному реагируют люди на тяжелые обстоятельства жизни. Из этой притчи получается, что есть всего три типа людей - по трём типам реакций на так называемый “дискомфорт”... В любых классификациях всегда почему-то бывает сверхдостаточно и трёх типов - а больше и не надо.

Однако, если у Вас возникнут какие-то свои соображения, и Вы захотите поспорить или продолжить этот метафорический ряд, или даже как-то по-иному - переосмыслить его, тогда мы с Вами сможем достойно “дописать” эту притчу. Вот она.

Притча о яйце, моркови и кофе

Однажды к гуру пришёл молодой ученик и пожаловался ему на свои трудности:

  • Учитель, я так устал, у меня какая-то неправильная, тяжёлая-тяжелая жизнь. Такое ощущение, что я все время плыву против течения, поэтому у меня уже почти нет больше сил... Ты - мудр. Скажи, что же мне делать?

Гуру вместо долгого пространного ответа на “словах” совершил странный ритуал.

Он подошёл к печи и поставил на огонь три одинаковых горшка с водой. В один горшок гуру бросил сырую морковь, в другой положил обыкновенное куриное яйцо, а в третий горшок насыпал молотый кофе....

Через некоторое время гуру вынул из кипятка морковь. Затем - яйцо. А затем взял красивые чашки и налил в них ароматный кофе, сваренный в третьем горшке.

  • Что изменилось, по-твоему? - спросил гуру своего молодого ученика.

  • Яйцо с морковью - сварились...Ну а кофе, кофе просто растворился в воде, - ответил юноша.

  • Это правильный, но лишь поверхностный взгляд на вещи - так судят большинство людей, поэтому они никогда не бывают счастливы, усмехнулся мудрый гуру.

Я научу тебя смотреть на обыкновенные вещи и обыкновенные процессы, которые происходят с этими вещами, как на духовные метафоры, дающие ключ к пониманию природы вещей - усмехнулся гуру.

Посмотри-ка на первую метафору

Когда-то твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала вдруг мягкой и податливой.

А вот - вторая метафора

Жидкое яйцо, побывав в кипятке, стало вдруг твёрдым.

Внешне они почти что не изменились. Однако они - и морковь, и яйцо - изменили свою внутреннюю суть под воздействием одинаковых внешних неблагоприятных обстоятельств -кипящей воды.

Разве не то же мы видим в жизни людей?

Под воздействием беды внешне сильные люди могут раскиснуть, стать слабаками...

Тогда как некоторые, про которых говорили : они слишком “хрупкие и нежные” для этой жизни, лишь затвердеют и окрепнут в невзгодах и трудностях...

***

- “Ну а какую же метафору олицетворяет собой этот прекрасный кофе?” - спросил своего гуру ученик.

  • О! Кофе - это самое интересное!

Третья метафора - кофе

Как ты видишь, наш кофе полностью растворился в новой враждебной среде и, растворившись - изменил её. Кофе, смолотый в порошок, превратил какой-то бесвкусный кипяток - в великолепный ароматный напиток.

Есть третий тип людей, о, это особые люди!

Эти люди не изменяются в силу тяжелых обстоятельств, которые агрессивно пытаются их подавить - нет! Они сами изменят эти обстоятельства и превратят их в нечто новое и прекрасное...

***

Кто вы? Морковь, которая стала мягкой и “варёной”?

Яйцо, которое сварилось вкрутую - закалилось огнём?

Или кофе, который “создал нечто новое и прекрасное”, попав в предложенные кем-то, (кого не об этом просили), тяжёлые обстоятельства?

Вы никогда не узнаете этого, пока не перестанете видеть в трудностях один только “негатив” и от этого - бояться и всячески избегать их.

Более того. Если вдруг окажется, что Вы были замыслены как кофе, но Вам так и не пришлось ни разу попасть в “кипяток”... произойдёт вот что...

Срок хранения кофе истечёт, и он потеряет свой аромат. Такой кофе выбросят сразу или же сварят, но тут же выплеснут прочь полученную “бурду”, громко разочаровавшись в качестве полученного напитка и напрасно истраченном времени...

Ну и напоследок...

Салат из моркови с яйцом...

Судьба разварившейся “морковки” не так уж и печальна... Это настоящей моркови не суждено больше стать твёрдой, один раз искупавшись в кипятке. А человек - дело совсем другое.

Так уж повелось, что внешне “сильные” люди, попав в тяжёлые обстоятельства и в них ослабев, всегда встречают себе неожиданную поддержку и опору в лице тех, кто казался всем внешне “слабым”, но перед лицом тягот проявившим фантастическое мужество.

Эти люди почему-то всегда бессознательно тянутся друг к другу и обязательно находят друг друга, как будто судьба помогает им в этом... Примеров можно приводить - множество.

Может быть судьба распоряжается именно так, для того, чтобы сделать “якобы сильного” менее самоуверенным, а значит, более терпимым и человечным, ну а “якобы слабого”, наоборот, более уверенным в своих поистине безграничных силах?


Человек-морковь. Таких людей большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими. Им кажется, что так трудно найти выход из создавшейся ситуации. А всего лишь нужно успокоиться и просто открыть другую дверь. 


Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они хладнокровны, спокойны, цельны. И именно такие люди показывают всем, что и в

тяжелых жизненных обстоятельствах за черной полосой всегда наступает белая. 

Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни очень «мягкие», а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства». 


Человек-кофе. Есть особые люди. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами

жизненные обстоятельства, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя жизнь всех людей вокруг. 

Одна из основных проблем современного общества – проблема конструктивного общения. Как вы это понимаете?

Существует 3 стороны общения: коммуникативная, интерактивная и Перцептивная. (2 игры – фигура, передай сообщение).

С интерактивной и перцептивной стороной связана проблема манипуляции. Знания по психологии общения помогут вам распознавать манипуляторов и попытки манипулирования и научиться простейшим приемами защиты от манипулятивных воздействий.

Как вы думаете, что такое манипуляция?

Это социально- психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Всем хорошо известны слова, что реклама – двигатель торговли. Жителям хорошо знакома картина с рекламными буклетами. Что делает с нами реклама? На какие стороны человеческой психики она воздействует? Посмотрите фрагмент из фильма «12 стульев» и постарайтесь ответить на вопрос, опора на какие принципы помогает Остапу Бендеру получить заветный стул.

Упражнение «Уговорить на субботник».

Существует несколько основных техник, помогающих избежать манипуляций.

Прямой отказ. Прямой отказ: «Решай сам». • Энергетическая помощь. Взбодрите человека, скажите, что верите в его способности, пробудите в нем желание действовать самому, что-то менять в своей жизни. • «Перевод стрелок». Дайте человеку понять, что он обратился не по адресу, Вы некомпетентны в этой области. Посоветуйте ему, к кому он может обратиться за помощью. • Заключение договора о распределении ответственности. Заключается контракт, в котором четко прописана ответственность каждой стороны. После этого, какие либо взаимные претензии возможны только в случае, если они были заранее оговорены • Косвенный совет Сошлитесь на то, как поступали в таких ситуациях другие люди, но напомните, что каждый человек может сделать выбор только самостоятельно.

11






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дороги, которые мы выбираем

Автор: Ковалева Наталья Ивановна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Дороги, которые мы выбираем" "
    ["seo_title"] => string(29) "doroghi-kotoryie-my-vybiraiem"
    ["file_id"] => string(6) "168542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423243576"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Деловая игра "Дороги, которые мы выбираем. Я - строитель""
    ["seo_title"] => string(58) "dielovaia-ighra-doroghi-kotoryie-my-vybiraiem-ia-stroitiel"
    ["file_id"] => string(6) "254605"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447779360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Особенности безопасности поведения детей на дорогах в зимний период."
    ["seo_title"] => string(69) "osobiennostibiezopasnostipoviedieniiadietieinadoroghakhvzimniipieriod"
    ["file_id"] => string(6) "280232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453350889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "игра что, где, когда по безопасности на железной дороге"
    ["seo_title"] => string(64) "ighra-chto-ghdie-koghda-po-biezopasnosti-na-zhielieznoi-doroghie"
    ["file_id"] => string(6) "317158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460290435"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства