Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»
Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»
Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.
Задачи:
- образовательные: раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы; обобщить знания о водоёмах; формировать познавательные потребности младших школьников;
- развивающие: расширить представление об окружающем мире; развивать мышление, умения выделять главное, обобщать и сравнивать, развивать наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»»
Урок окружающего мира 2 класс
Тема: «Растения и животные болота»
Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.
Задачи:
- образовательные: раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы; обобщить знания о водоёмах; формировать познавательные потребности младших школьников;
- развивающие: расширить представление об окружающем мире; развивать мышление, умения выделять главное, обобщать и сравнивать, развивать наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, картинки с изображением болот, животных и растений болот.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, детки, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
2. Актуализация знаний.
(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)
Карточка
1. Перечисли, в каком состоянии может находиться вода.
2. Закончи предложения.
Начало реки называется ...
Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…
Фронтальный опрос.
- Какой раздел изучаем? (Водоёмы).
- Что такое водоём? ( Большое природное углубление, заполненное водой.)
- Какое значение в природе имеют водоёмы? ( Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарства, являются местом отдыха.)
- Какие водоемы изучили? (Океан, море, река, озеро, пруд).
3. Сообщение темы урока.
- С каким водоёмом мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Все обходят это место: Здесь земля – как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото).
- Как вы догадались?
- Кто может сформулировать тему урока?
- Сегодня мы побываем на болоте, узнаем, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.
4. Знакомство с новым материалом
- Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. Что это? (Болото). - На земном шаре очень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может – препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зелёные части этих растений погибают, а летом вырастают новые. Так на поверхности озера образуется толстый слой, ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.
- Мы уже говорили о том, что вода всегда течет вниз. Поэтому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.
Болота – замечательные природные хранилища пресной воды, в них берут начало многие реки. К тому же болото, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болтах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
Болота – это место жизни многих видов растений и животных.
- Какое открытие сделали? (Образуются болота на местах зарастающих водоёмов или в пониженных местах, где скапливается вода, и местность заболачивается.)
- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? (Являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.)
- Есть ли растительный мир на болоте? (Да.)
- Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза. Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни - стелющиеся по верху, вглубь
не идут. Почему? (На глубине много воды и дышать трудно.)
- Послушайте стихотворение П. Бровка.
О, сколько бусинок багряных
Рассыпано - не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять.
- О какой ягоде идёт речь? (Клюква)
- Кто ел эти ягоды?
- Ягоды клюквы очень вкусные и целебные, но их остаётся на болотах все меньше и меньше.
- Послушайте доклад об этом растении.
- Об этих ягодах в народе даже поговорку сложили: “В доме, в котором едят эти ягоды врачу делать нечего”.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Но не только ягоды растут на болотах – есть и другие травянистые растения.
- Послушайте отрывок из произведения В. Бианки «Страшное растение», в котором описывается растение – багульник. «Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка».
- Как вы думаете, почему В.Бианки так назвал свой рассказ?
- Багульник – вечнозеленый кустарник, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.
Сообщение о багульнике, о росянке.
- Найдите общие черты у всех болотных растений. (Рост - небольшой, так как неустойчивая опора. Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно. Листья особой формы, чаще узкие, жёсткие.)
- На болоте можно увидеть еще удивительное растение мох - сфагнум. О нём вы прочитаете в учебнике.
- Назовите главные особенности этого растения.
- Чем мхи отличаются от другой болотной растительности? (Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.)
- Во многих местах на болотах есть озерца воды, в которых растут водные растения: ряска, стрелолист. Хорошо растут на болотах и знакомые нам камыш, тростник, рогоз. Рассмотрите рисунок в учебнике. Опишите одно из растений.
5. Физминутка
6. Животный мир болот.
- Какие виды животных знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
- Где в природе много бывает животных? (Там, где много пищи.)
- Как вы думаете, много ли подходящей пищи для зверей на болотах? (Нет).
- Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно. Лось любит водоросли, даже ныряет в воду за ними. Животный мир не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых.
- Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми – мошками и комарами. А вы знаете, что стрекоза имеет большие заслуги в авиации. С изобретение реактивных скоростных самолётов учёные столкнулись с трудной задачей. Когда самолёт набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолет начинало трясти, как в лихорадке. Явление это учёные назвали флаттер. Флаттер погубил много самолётов. Авиаконструкторы обратились к природе. Стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Самолету дали крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы. Флаттер исчез. Сейчас самолёты летают в 2 – 3 раза быстрее звука. Вы, наверное, видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы покрыто волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные.
- Какие птицы обитают на болоте? (Аист, журавль, цапля, кулик.)
- Что общего во внешнем виде этих птиц? (Длинные ноги, так как удобнее ходить по болоту, длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все они летают, а дикие утки ещё и плавают.)
- На болоте можно встретить птиц – хищников. Это болотный лунь и болотная сова.
7. Значение болот и их охрана.
Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
Люди считали болото ненужной и даже вредной частью природы. Когда научились осушать болота, они стали это делать, не задумываясь о последствиях. Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
- Скажите, а вы как думаете, вред или пользу приносят болота?
- Хотя болота неприглядны, но они имеют огромное значение для природы и для человека. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь берут начало ручьи и реки. На болотах добывают ценное полезное ископаемое – торф, собирают много полезных и вкусных ягод. На болотах гнездятся птицы.
– В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах – горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей – кругом застилает все дым и гарь, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями, месяцами.
- Надо ли задумываться о том, как себя вести на болоте?
- Как вы думаете, надо ли охранять болота?
8. Итог урока
- Какое значение имеют болота в природе? (Хранилище пресной воды; очищает воду; место жительство многих видов растений и животных; место образования торфа.)
9. Рефлексия
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Что вас поразило?
- Кому захотелось еще что-нибудь узнать о жизни болот?
- Где это можно найти? (Энциклопедии, книги, Интернет, журналы)
10. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение об одном представителе растительного или